Сложно теперь сказать, идея создания электрических сельскохозяйственных тракторов в 1950-х воспринималась серьёзной перспективой, или же была, так сказать, изучением вопроса на практических примерах.
Странного вида трактор, иногда встречающийся на архивных фотографиях – продукт той эпохи, эпохи масштабной электрификации страны, в том числе и сельскохозяйственной отрасли. Высоковольтные линии электропередач стальной паутиной стремительно опутывали степи и поля, и глядя на эти провода, возник вполне логичный вопрос – а почему бы к ним не подключить трактор? Особенно в регионах, где с жидким топливом было не густо.
От слов, как говорится, к делу перешли ученые и инженеры Всесоюзного института электрификации сельского хозяйства, совместно со специалистами Харьковского тракторного завода разработавшие трактор на электрическом ходу.
За основу взяли серийно выпускаемый на заводе трактор ХТЗ-НАТИ, вместо карбюраторного керосинового двигателя оснастили его асинхронным электромотором мощностью 42 кВт. Трансмиссия и ходовая часть остались без изменений.
Самой сложной, и в то же время опасной системой электрического трактора был подвод питания к нему. Осуществлялся он гибким четырёхжильным высоковольтным кабелем, общей длиной 750метров. Кабель наматывался на барабан, расположенный в передней части машины, из-за чего она имела такой несуразный вид.
Над кабиной возвышалась кабелеприемная стрела, напоминавшая стрелу крана. Она удлиняла кабель, что бы тот во время работы не соприкасался с сельхозинвентарём, прицепленным к трактору, и не перетирался.
Предполагалось, что запитываться электротрактор будет от мобильных трансформаторных подстанций, имеющих мачту для непосредственного подключения к высоковольтным линиям электропередач.
На полевых испытаниях экспериментальные машины показали хорошую экономию. На обработку 1 гектара тратилось, в среднем, 45 кВт. Но, минусов было гораздо больше.
Самым слабым местом был кабель питания, он перетирался и требовал частой замены (а он не дешевый), его длина ограничивала пространство для работы. Для работы, помимо самого трактора, требовалась подстанция и квалифицированные электрики, имеющие допуск на подключение к высоковольтным линиям. ЛЭП, при этом, не обесточивались.
Немаловажным моментом была и безопасность таких полевых работ, проводимых весной и осенью, в сырую и дождливую погоду. Безопасность самого тракториста была обеспечена на должном уровне, но слабым местом, был опять-таки, кабель питания.
Опытное производство ХТЗ-12 началось в 1952 году, собрали 32 экземпляра, дальнейший выпуск посчитали нецелесообразным.
Комментарии (0)