В самые сложные и отчаянные моменты, когда на фронте важна каждая боевая машина и каждый солдат, командование решается на поистине отчаянные меры. В тяжелейшие дни Великой Отечественной войны промышленные предприятия Советского Союза выпускали не только серийные образцы техники, но также немногочисленные эрзац-САУ и танки. Одним из таких и был бронетрактор ХТЗ-16. Посмотрим же на него поближе.
Когда появилась идея
Идея появилась еще до войны. |Фото: topwar.ru.
Началось все еще задолго до Второй мировой войны. В 1930 году стартовала серия опытов и экспериментов, которые своей целью ставили определить потенциал сельскохозяйственной техники как платформы для оборудования боевой машины. Ожидалось, что подобные эрзац-танки и САУ можно будет использовать для поддержки пехоты и техники в бою. Опыты завершились в 1932 году. Государственная комиссия, ознакомившись с результатами тестов, пришла к выводу, что сделать боевую машину из сельскохозяйственного трактора – нельзя. Подобная техника не сможет в полной мере решать поставленные боевые задачи.
И грянул гром
Создавать трактора вынудили потери. |Фото: adsl.kirov.ru.
Пришел 1941 год, началась Великая Отечественная война. И вот, тяжелые потери в технике вынуждают командование и промышленников пойти на крайние меры. После заседания ГКО СССР было принято решение № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов» от 20 июля 1941 года. Серийное производство машин нужно было срочно развернуть на Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах.
За основу взяли обычный трактор. |Фото: fishki.net.
Очень важно, что при всем при этом бронетракторы должны были быть не основной, а исключительно побочной продукцией. В первую очередь заводы обязаны были работать над средними Т-34 и легкими Т-60 машинами. После коротких испытаний за основу импровизированного защитника отечества решили взять трактор СТЗ-3 и шасси от трактора СТЗ-5. Кабина водителя при этом демонтировалась, а на ее место ставилась бронированная рубка управления.
Сделали таких машин совсем немного. |Фото: balakliets.kharkov.ua.
Производство боевых тракторов начали в конце августа, однако из-за постоянных боев выполнить установленный план уже не представлялось возможным. Более того, из-за наступления нацистов уже в середине сентября ГКО СССР принял решение об эвакуации промышленных предприятий Донбасса и Харьковского промышленного региона. Так, в Харькове успели собрать только 142 бронетрактора, а на СТЗ их производство и вовсе не начиналось.
Чем вооружался бронетрактор
В бою они были совсем слабы. |Фото: news-life.ru.
В движение трактор-танк приводился керосиновым 4-цилиндровым мотором с отдачей 52 л.с. Запас хода составлял 120 километров по шоссе. Вооружалась боевая машина 45-мм танковой пушкой 20К образца 1932/34/37 года. Для борьбы с пехотой противника был предусмотрен один пулемет ДТ калибра 7.62 мм. Толщина стальной катанной брони этого «монстра» составляла от 5 до 25 мм. Управлялся «трактор смерти» экипажем из 2 или 4 человек.
Они даже в обороне Москвы участвовали. ¦Фото: warspot.ru.
О боевом применении тракторов известно немного. По некоторым данным несколько машин было задействовано при обороне Полтавы. Десять машин в составе 133-й танковой бригады принимали участие в обороне Москвы. Последние ХТЗ-16 были уничтожены в 1942 году при попытке РККА освободить Харьков.
Комментарии (0)