Холостой пункт правил запрета опасного вождения уже в этом году обретет практический смысл: законотворцы определились с наказанием и технологией его применения, причем речь идет не только о крупном штрафе.
Понятие опасного вождения введено в ПДД еще летом 2016 года — полное определение содержится в п. 2.7 правил. Оно подразумевает серию маневров, частых перестроений, резких торможений, «учительства» и так далее. Важным признаком является именно систематичность: в теории, наказать за единственное резкое торможение не смогут.
Вот пример видео, на котором водитель Lada демонстрирует самоубийственную манеру езды. Но его могут не классифицировать, как опасное вождение с точки зрения п. 2.7 ПДД, потому что выезд на встречную полосу наказывается отдельным пунктом КоАП, а как таковой систематичности прочих нарушений в ролике не видно.
Несмотря на длинное описание, объективных критериев опасного вождения нет, и само понятие оставляет большое пространство для споров. Во многих странах Европы достаточным считается субъективная оценка должного лица, но в России, где полного доверия к инспекторам ГИБДД нет, пошли другим путем.
Новая редакция законопроекта предполагает, что определять наказание будет не инспектор ГИБДД, выявивший нарушение, а руководитель подразделения. Такой подход напоминает систему, при которой окончательный вердикт выносит суд, а инспектор лишь собирает доказательства обвинения.
Ниже еще один пример видео, которое, по мнению автора, является опасным. Но, фактически, речь об однократном резком перестроении, и если в кадр не попали другие выкрутасы, наказать водителя можно по другим статьям КоАП, но не за опасное вождение как таковое.
Наказанием за такое нарушение станет штраф в 5000 рублей, кроме того, чересчур дерзким водителям грозит резкое увеличение стоимости ОСАГО на следующий год.
Последняя инициатива связано с давней идеей страховщиков ввести повышающий коэффициент для водителей, нарушающих правила. МВД такой подход считают двойным наказание водителей, поэтому сейчас обсуждается рост страховых тарифов исключительно для тех, кто был уличен в опасном вождении.
Остаются вопросы к тому, как именно инспектор ГИБДД докажет начальству факт опасного вождения. В отличие от большинства традиционных нарушений, опасное вождение подразумевает длительность действия. Это осложняет его фиксацию экипажами, дежурящими на обочинах, которые видят лишь небольшой фрагмент дороги.
Наиболее эффективным способом выявления опасного вождения являются видеорегистраторы, но реформа КоАП, которая уравняет их в правах с автоматическими комплексами видеофиксации, забуксовала, поэтому пока использование любительских записей для наказания водителей почти невозможно. Главной проблемой являются трудности с доказательством, что верна дата происшествия, видео не отредактировано, а за рулем был конкретный человек.
Альтернативой является комбинированная система, когда опасное вождение выявляют камеры и передают информацию ближайшему экипажу ДПС, который останавливает беспредельщика, устанавливает его личность и проводит необходимые действия. Подобная система действует, например, в столице и заточена на поимку нарушителей, превышающих скорость на 60 км/час и более — если автоматические комплексы могут выписать им лишь штраф, то при личном общении с инспектором грозит уже лишение прав.
Не исключен вариант, когда опасное вождение будут контролировать в автоматическом режиме, но очевидно, что без устойчивой практики наказаний в «ручном» режиме составить алгоритм для комплексов видеофиксации крайне сложно.
Помимо наказания за опасное вождение в этом году нас ждет новая практика, когда лишиться прав на год-полтора можно будет за три правонарушения, совершенные в течение года. Для водителей, пойманных в нетрезвом состоянии, предусмотрят помещение автомобиля на штрафстоянку до уплаты штрафа в 30 тысяч рублей: подобный залог должен снизить количество неплательщиков, которое сейчас составляет две трети от всех попавшихся. За повторную езду в пьяном виде наказание планируют удвоить — рецидивистам грозит до 4 лет колонии.
Комментарии (0)