Объем компенсаций в виде ремонта по ОСАГО за год упал почти до нуля, сообщили в Российском союзе автостраховщиков. Из-за дефицита запчастей и роста их стоимости страховщики предпочитают возмещать ущерб деньгами. Чтобы исправить ситуацию, предлагаются новые реформы ОСАГО
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
В январе — феврале прошлого года страховые компании возмещали ущерб по ОСАГО ремонтом в 10% случаев, сейчас везде возмещают деньгами,
Вариантов, что можно сделать, масса. Сервисы не успевают провести ремонт за положенные 30 дней? Значит, увеличить срок вдвое. Нет деталей? Дайте использовать б/у запчасти, если это не повлияет на безопасность. А вот что считает глава совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:
Глеб Виленский
глава совета директоров группы содействия «Дельта»
«По нашему портфелю ОСАГО картина выглядит не так. По моей оценке, от 15% до 20% страховых случаев, которые проходят через наши руки, в результате урегулируются ремонтом. Я не сторонник того, чтобы все время менять этот вид страхования. Это не очень видно со стороны, но регулирование ОСАГО меняется по 20 раз в год, и жить в таком режиме постоянных изменений страховщикам очень сложно. О чем можно думать, так это об увеличении лимита выплат. По мере того как цены растут, мы понимаем, что все более и более актуальным становится увеличение порога. Но как только мы увеличим лимит выплат, автоматически вырастет и цена страховки. За полис заплатят дороже все владельцы автомобилей, а страховое возмещение получат в год 5% или 6% клиентов».
Об увеличении лимита выплат по ОСАГО говорят все чаще. Сейчас лимит за повреждение автомобиля — 400 тысяч рублей, за причинение вреда здоровью — 500 тысяч рублей. Оба надо увеличить до 1 млн рублей, тогда будут не так страшны ДТП с дорогими автомобилями. И размер выплаты будет больше отвечать реальным расценкам на запчасти.
Страховые компании можно понять: они предпочитают возмещение деньгами не от хорошей жизни. В странной ситуации владельцы СТО: ремонтировать им предлагается б/у запчастями, а где их взять? На складе они не валяются, значит, через «Авито» или авторазборки. Однако там везде наличный расчет, а страховая не платит наличными деньгами. Тем более нет гарантии на деталь. Приходится выкручиваться, говорит владелец сети СТО Finist Евгений Золотарев:
Евгений Золотарев
владелец сети СТО Finist
«Так и происходит: разборки, «Авито», все по-старому. Ремонт б/у деталями сейчас можно выполнить, если клиент согласен на этот ремонт. И, соответственно, подписывает с нами соглашение о таком ремонте. Тот, кто хочет починить машину, сделает это в любом случае. На поставку запчастей цена выросла, в параллельном импорте они тоже недешевые, сроки увеличены намного. Может доходить и до четырех-пяти месяцев».
Понять можно и простых водителей: с каждым годом мы платим за полис ОСАГО все больше, а получаем услуги все ниже качеством. А что делать? Можно получить от страховой деньги, на которые ничего не купить, несмотря на заявления РСА, что они актуализируют справочники цен на запчасти. Либо обратиться в страховую, она передаст жалобу финансовому уполномоченному, но это ничем не закончится, придется судиться. Вот такая перспектива. На данный момент красивого решения, которое устроит всех, нет. Но можно начать с того, чтобы убрать из расчетов ОСАГО амортизацию, или, по-простому, износ. Это давняя проблема, за счет которой страховщики неплохо экономили, говорит главред журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков
главред журнала «За рулем»
«Страховые компании ведут себя, мягко говоря, не очень красиво. Им, чтобы не возиться с клиентом, не заниматься вот этим «любовным треугольником» СТО — страховая компания — автовладелец, конечно, проще сделать так, чтобы клиент забрал возмещение деньгами. Я считаю, что нужно постепенно вообще отказываться от такой вещи, как учет амортизации транспорта. Пусть полис стоит чуть дороже, но, во всяком случае, мы тогда в денежном выражении будем получать больше компенсаций, и, возможно, нам этих денег будет если не хватать полностью на ремонт, то хотя бы на большую часть работ. Других вариантов в ближайшее время, во всяком случае в перспективе года-двух, я не вижу, потому что поставки запчастей будут идти по-прежнему случайным характером. И мы не знаем, что будет завтра».
Редакция Business FM давно следит за параллельным импортом автозапчастей, и в конце прошлого года дело даже сдвинулось: многие детали после долгой паузы появились, а кое-что даже подешевело, правда, по отношению к пиковым ценам. Так что у водителей пока есть два варианта: использовать выплату по ОСАГО как частичное покрытие и доплачивать за ремонт из своего кармана либо договариваться с автосервисом напрямую, как практиковалось раньше: не менять условное крыло, как того требует производитель, а только отремонтировать.
В Центробанке снова
Комментарии (2)