15 апреля 1994 года с конвейера Запорожского автомобильного завода сошел последний серийный ЗАЗ-968М: завершилась целая эпоха (34 года) по выпуску заднемоторных микролитражек с двигателями воздушного охлаждения. До последних дней внушительная доля производства этих машин приходилась на специальные модификации для инвалидов и людей с ограниченными возможностями.
Гаражная находка во всей красе
Всего их было четыре: 968МБ (для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги, но здоровые руки), 968МР (для людей с одной поврежденной рукой и одной ногой), 968МД (для инвалидов, у которых повреждена одна нога), а также 968МГ (для инвалидов, у которых повреждена одна нога, но с мотором МеМЗ-966Г и мощностью 27 л.с.). Подобные машины массово выдавались нуждающимся (в основном — это были ветераны ВОВ) через органы социального обеспечения.
Так он выглядел после многолетней стоянки
Много пыли, зато без следов коррозии
Частенько бывало так, что здоровье инвалидов уже не позволяло полноценно эксплуатировать автомобиль. Тем не менее, они все равно подавали заявки и получали от государства бесплатное средство передвижения — на всякий случай, до лучших времен. Обычно это "а вдруг пригодится" заканчивалось тем, что новенькие "Запорожцы" на годы становились на прикол в гаражах и сараях. Поэтому, совсем не удивительно, что спустя 2-3 десятка лет массово начали всплывать подобные "капсулы времени" — с минимальным пробегом и в полностью аутентичном заводском состоянии.
Белый цвет — самый распространенный для подобных машин
Совсем недавно вне в очередной раз пришло письмо от подписчика. Он сообщил, что в наследство от родственницы ему достался абсолютно новый "Запорожец" 1992 года выпуска. На одометре машины — всего 107 километров. Автомобиль находился в Киеве, совсем рядом — а значит надо выдвигаться на осмотр раритета.
За 26 лет автомобиль проехал всего 107 километров!
Следуя подсказкам владельца, прибываю на место — в один из старых гаражных кооперативов на окраине города. Отпираем ворота — и вот он красавец, сияющий заводской белой краской (самый массовый цвет). Нынешний хозяин машины уже успел ее хорошенько помыть и почистить от пыли, но, к счастью, он также сделал несколько фотографий машины до этих процессов — такой, как ее выгнали на улицу после многолетней стоянки: так что доморощенные Шерлоки Холмсы и поисковики подвоха — можете спать спокойно!
К началу 90-х годов этот дизайн уже основательно устарел
В процессе изучения данного экземпляра удалось установить, что перед нами находится вариант 968МД — то есть авто для инвалидов, у которых повреждена одна нога. Управление таким "Запорожцем" реализовано следующим образом: единственная педаль на полу — это сцепление, подачей топлива заведуют массивные подрулевые лепестки газа, а тормозит машина при помощи большого Г-образного рычага на центральном тоннеле.
Оформление салона предельно аскетичное. В отличии от современных машин, подрулевые лепестки заменяют педаль газа, а не заведуют переключением передач
Базовый уровень комфорта. О боковой поддержке речи не идет
Было желание протестировать технику с такими специфическими органами управления на ходу. Мотор лихо запустился, но проработав буквально 30 секунд — заглох и более не подавал признаком жизни. Причина банальна — скорее всего кончился бензин, а может грязь и различные отложения еще старого топлива забили магистраль.
Симпатичный простачок
Дело в том, что кроме долива небольшого количества масла и замены главного тормозного цилиндра — по машине не проводились вообще никакие профилактические работы. Абсолютно все детали и комплектующие — родные, установленные на заводе в 1992 году. Это касается и свечей, высоковольтных проводов и даже фильтров.
Номера старого образца всегда придают особый шарм подобным раритетам
По хорошему, чтобы машина могла начать полноценно ездить — необходимо поменять основные расходники и технические жидкости, а также отрегулировать зажигание и настроить карбюратор.
С этим мотором максимальная скорость авто составляет 118 км/ч
Этот ЗАЗ-968МД оснащен 41-сильным мотором МеМЗ-968Н с карбюратором К-127: V-образный 4-цилиндровый агрегат воздушного охлаждения объемом 1,2 литра. С ним машина весом 840 кг разгонялась от 0 до 100 км/ч за 32 секунды.
Запаска лежит в багажнике, но ее законное место — под капотом
По итогам тщательного осмотра автомобиля, могу сказать, что это один из лучших "Запорожцев", которые мне приходилась видеть. Условия хранения машины были очень хорошие, поэтому кузов пребывает в изумительном состоянии и без каких-либо следов коррозии. Из дефектов можно отметить сколы краски на задних крыльях (нюансы стоянки в тесном гараже) и вздутие хрома на бамперах — это уже, видимо, особенности упавшего качества на ЗАЗе после распада СССР.
Как только вчера с конвейера
Удивительная сохранность элементов ходовой части
Модель 968М пришла на смену 968А в конце 1979 года. По сравнению с предшественниками 966/968А, новинка имела несколько измененную форму и отделку кузова. Прежде всего, это отсутствие характерных "ушей" на боковых панелях моторного отсека, место которых заняли плоские решетки для обеспечения подвода воздуха к двигателю. За характерную внешность автомобилисты прозвали машину "мыльницей".
Легкие рыжики на родном глушителе
Наружные отличия от ЗАЗ-968А заключались в иной, более выпуклой, передней панели с новым декоративным молдингом черного цвета. Перегородка в багажнике, отделяющая пространство для запасного колеса, была убрана, а "запаска" перенесена в моторный отсек, справа от двигателя. Сменилось также расположение аккумулятора — раньше он был справа от "запаски", а на 968М переместился в левую часть багажника.
Состояние впечатляет
Фирменная баночка с краской для косметических подкрасов. Сделано уже в независимой Хорватии
Передний и задний бамперы были оснащены резиновыми накладками в средней части и пластмассовыми боковинами. У фар появились резиновые ободки черного цвета. На задней панели разместились новые фонари прямоугольной формы. В последние годы производства автомобиля пропали вентиляционные решетки, находившиеся перед лобовым стеклом, а на их месте появился омыватель. Стоит также добавить, что на этой модели кардинально изменена схема электрооборудования, появился полноценный блок предохранителей, электронное реле поворотов и аварийная сигнализация.
Оригинальный дорожный инструмент и прочие приятные мелочи из прошлого
Также на автомобиле была модернизирована конструкция уплотнений рычагов передней подвески, что позволило снизить объем периодического обслуживания. На опоре вала руля стал устанавливаться трехрычажный переключатель (взамен двухрычажного), с помощью которого управляется включение указателей поворота, переключение света фар, стеклоочистителя и стеклоомывателя. На машинах поздних выпусков использовалось пластиковое зеркало заднего вида от "Таврии".
Комментарии (3)