Все про автомобили для мужчин

LeTourneau Overland Train: автопоезд Апокалипсиса

Своему появлению, это удивительное транспортное средство обязано холодной войне. По мнению американских военных, в условиях ядерного Апокалипсиса, когда вся дорожная инфраструктура будет выведена из строя Советами, именно такие автопоезда должны были обеспечить снабжение огромной страны

Впрочем, история создания этого транспортного средства берет начало не в 1962 году, когда опытный образец LeTourneau TC-497 Overland Train Mark II был фактически принят на службу в вооруженные силы США, а значительно раньше

В 1923 г. инженер Роберт Гилмор Летурно разработал самоходный скрепер с шарнирно сочлененной рамой и бензиновым мотором.

И вроде бы ничего особенного в этой дорожной технике не было, но скрепер приводился в движение не как все транспортные средства, а мотор-колесами. В них были встроены электродвигатели, получавшие энергию от генератора. Схема, при которой можно было обеспечить транспортному средству полный привод и при этом не городить огород из сложной трансмиссии, к тому же съедающей немало мощности только на трение узлов и агрегатов, оказалась на редкость удачной, и Летурно принялся культивировать ее на других своих разработках.

Основной плюс конструкции был в том, что транспортное средство можно было оснастить сколь угодным количеством ведущих колес.

Опробовать эту схему удалось в начале 1950-х. Посетив одну из строек, где работали его машины, Летурно обратил внимание, что лесорубам при вырубке просек довольно тяжело вывозить лес. Основная причина заключалась в том, что для этого требовалось строить специальные дороги, что было не только долго, но и затратно.

Тогда-то Летурно и предложил вывозить лес с делянок дизель-электрическими внедорожными лесовозами, основным отличием которых была не только высокая проходимость, но и возможность варьирования количества погрузочных платформ в зависимости от нужд. VС-12 Tournatrain стал по сути первым дорожным поездом Летурно.

Он состоял из тягача-локомотива и трех вагонов, грузоподъемностью 20 тонн каждый. Тягу этому поезду обеспечивал 500-сильный дизель. Позже состав удлинили, добавив еще одну энергетическую установку и четыре вагона, доведя общую грузоподъемность до 140 тонн.

Система управления, обеспечивающая поезду при такой длине должную маневренность, доставила немало хлопот.

Но эта проблема была решена, и состав мог совершенно спокойно вписываться в довольно крутые повороты, при этом не спрямляя углы. Впрочем, покупателей на этот транспорт у Летурно не нашлось, поскольку при эксплуатации столь габаритного транспортного средства требовалось соблюдать множество условий, в том числе по организации дорожного движения.

Машина так или иначе должна была покидать делянку для вывоза леса, и вот тут-то уже требовалось сопровождение полиции, перекрытие дорог и так далее...

Уяснив, что дороги общего пользования для Tournatrain закрыты, талантливый инженер принялся искать, куда пристроить свои разработки.

Как раз в это время МО США было озадачено строительством станций раннего обнаружения ракетного и авиационного нападения в Заполярье. Подрядчикам строительства этих станций требовалось то, что может брать на борт несколько десятков тонн грузов, выносить очень низкие температуры и главное – способно эксплуатироваться вне дорог.

В итоге в январе 1955 года с Летурно был подписан контракт на создание внедорожного автопоезда, получившего название VC-22 Sno-Freighter. Состав состоял из локомотива и пяти платформ. Общая длина автопоезда составляла 84 метра.

Благодаря наработкам по Tournatrain «заполярный» VC-22 Sno-Freighter был построен достаточно быстро и уже через полтора месяца передан заказчику.

Весь 1955 год VC-22 Sno-Freighter эксплуатировался без особых нареканий, но затем в моторном отсеке вспыхнул пожар, который фактически полностью уничтожил энергетическую установку. На этом карьера VC-22 Sno-Freighter и закончилась.

Казалось бы, в истории снежных поездов можно было поставить точку, но этой темой заинтересовалось непосредственно военное ведомство.

Так на свет появился YS-1 Army Sno-Train. Состав был оснащен силовой установкой от Tournatrain и имел общую колесную формулу 16х16. Поезд включал в себя 4-колесный локомотив и три 4-колесных вагона.

Огромные арочные колеса за счет большого радиуса и минимального давления на грунт обеспечивали составу завидную проходимость.

Общая грузоподъемность LCC-1, как по своей классификации военные окрестили YS-1 Army Sno-Train, равнялась 45 тоннам. Машина была построена в начале 1956 года и передана заказчикам. После испытаний автопоезд отправили в Гренландию, где он с успехом перевозил грузы вплоть до 1962 года.

Воодушевленные успехом эксплуатации LCC-1, военные в 1958 году заказывают Летурно то, что стало поистине вершиной технической мысли и пиком эволюции подобных транспортных средств.

TC-497 Overland Train Mark II стал последним и самым огромным дорожным поездом. Причем он был спроектирован таким образом, что его длина в 173 метра могла быть не конечной. Приводилось в движение это транспортное средство четырьмя газотурбинными двигателями общей мощностью 4680 л.с.

Один из двигателей размещался в голове поезда, а три остальных – на промежуточных платформах. Всего в составе могло быть от 8 до 12 вагонов, а полная масса поезда составляла порядка 400 тонн. Он был оборудован жилыми модулями, кают-компанией, камбузом и даже канализацией. Была на локомотиве и своя локационная станция.

Но больший интерес представляет непосредственно электронная система управления этим составом. И как бы ни было сложно ее реализовать в то время, задача эта была успешно выполнена.

Команды с пульта управления тягачом передавались исполнительным устройствам с таким расчетом, чтобы управляемые колеса прицепа начинали выполнять маневр в той же самой точке, в которой это проделали управляемые колеса тягача. В итоге, по какой бы сложной траектории ни шел состав, за ним оставался лишь след от двух колес.

TC-497 Overland Train Mark II имел запас хода 600 км и мог перемещать грузы по пересеченной местности. Но в реальную эксплуатацию этот монстр, обошедшийся американским налогоплательщикам в сумму, по сегодняшним меркам равную 20 млн долларов, так и не пошел.

По окончании испытаний он был выставлен на торги, но желающих приобрести игрушку ценой полтора миллиона долларов не нашлось. В итоге состав порезали на металлолом, а локомотив оставили как музейный экспонат.

текст: Олег Славин / 18.03.2016


Источник: LeTourneau Overland Train: автопоезд Апокалипсиса
Опубликовал:
Теги: Факты транспорт Обзоры дорога история доллар прицеп США

Комментарии (2)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Борис Белоусов
Замечательная статья по истории техники! Жаль, что автор, по объективным причинам, ограничился общими данными. Инженерная мысль, создавшая этот автопоезд, оперередила развитие как минимум на полтора века. При том состоянии развития микроэлектроники и силовой электротехники, решения создателей машины поражают воображение! Этот автопоезд стал прообразом многозвенных автопоездов в Австралии и Беларуси! Очень жаль что академику Высоцкому Михаилу Степановичу не удалось завершить задуманное! Ушел из жизни! Мы знаем практически всех современных "заслуженных" паяцев, которые черте что делают на сценах, но не помним ни одного великого отечественного конструктора, инженера и ученого. Конечно таких как Королев знают все! Но есть еще масса инженеров, которые оставили свой глубокий след в истории развития техники! Огромное спасибо автору статьи!
Alex Sem 
Сначала: "Воодушевленные успехом эксплуатации LCC-1, военные в 1958 году заказывают Летурно то, что стало поистине вершиной технической мысли и пиком эволюции подобных транспортных средств." - а потом:"Но в реальную эксплуатацию этот монстр, обошедшийся американским налогоплательщикам в сумму, по сегодняшним меркам равную 20 млн долларов, так и не пошел." -почему?
И вот итог: "В итоге состав порезали на металлолом, а локомотив оставили как музейный экспонат." - оказался ненужным?
Почему?
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Гиганты особого назначения: самые длинные автомобили мира
Гиганты особого назначения: самые длинные автомобили мира
4
Авто-Тема 09:45 08 апр 2019
Машины для апокалипсиса! Реальные образцы и фантазии
Машины для апокалипсиса! Реальные образцы и фантазии
3
Авто-Тема 13:26 31 янв 2018
Делаем душевую кабину своими руками Делаем душевую кабину своими руками
«Мировой голодомор Путина» — западный сценарий апокалипсиса на 2019-й
«Мировой голодомор Путина» — западный сценарий апокалипсиса на 2019-й
6
Ваши новости 07:01 07 янв 2019
IT-миллиардеры Кремниевой долины начали готовиться к апокалипсису
IT-миллиардеры Кремниевой долины начали готовиться к апокалипсису
12
Мужской журнал 10:02 29 сен 2018
Апокалипсис среди насекомых
Апокалипсис среди насекомых
3
Все о работе руками 00:31 09 июл 2019
Предсказан климатический апокалипсис в России
Предсказан климатический апокалипсис в России
5
Мужской журнал 05:01 14 сен 2018
Украинский апокалипсис в Азовском море
Украинский апокалипсис в Азовском море
0
Ваши новости 15:01 30 авг 2018
Жигули с полуприцепом. Седельный тягач «ВИС»
Жигули с полуприцепом. Седельный тягач «ВИС»
10
Авто-Тема 22:16 30 янв 2019
Апокалипсис по версии шведской школьницы
Апокалипсис по версии шведской школьницы
9
Ваши новости 17:01 02 окт 2019
Превосходит даже БелАЗ: самый большой самосвал на планете
Превосходит даже БелАЗ: самый большой самосвал на планете
21
Авто-Тема 00:11 12 янв 2019
Апокалипсис близко. Нибиру стремительно летит к Земле, с ней ещё три объекта
Апокалипсис близко. Нибиру стремительно летит к Земле, с ней ещё три объекта
18
Мужской журнал 07:33 16 окт 2019
Путин совершил чудо на Старый Новый год: ждем третьего
Путин совершил чудо на Старый Новый год: ждем третьего
0
Ваши новости 16:16 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства