Одним из первых агрегатом горьковского автозавода являлся шестицилиндровый мотор ГАЗ-11. Его сборка началась в 30-х годах на основе полученных из США чертежей.
В числе конструкторов шестицилиндрового двигателя ГАЗ был инженер Николай Кокуев, которого направили после окончания мехфака ленинградского политеха на Ижорский завод. Специалиста заметили сотрудники Наркомата тяжелой промышленности, и он отправился на не так давно запущенный горьковский завод, где был определен в бюро создания двигателей и шасси.
Чтобы разработать полноценный 6-цилиндровый мотор, работники предприятия внимательно проанализировали американские чертежи для адаптации нового прибора к местным условиям сборки. В процессе работы Кокуев предложил инновационные решения. В результате цепной привод распределительного вала перевели на шестеренчатый. Маслоприемник стал плавающим, это предотвратило захват твердых частиц с низа поддона картера. Это позволило как повысить надежность двигателя, но и облегчить технологический процесс.
Советский агрегат обладал меньшей емкостью, чем американский оригинал, но во всем остальном оставался его аналогом. На заводе выпустили алюминиевую и чугунную головки. Разная организация процедуры сгорания горючего и питания дали возможность получить агрегаты с отдачей 85 и 75 л.с. соответственно.
Потребовалось время, чтобы довести новый прибор до нужного состояния. Первые моторы в металле сконструировали в конце 30-х, а к серийной сборке он был готов в 1941 году. Устанавливали его на легковые машины ГАЗ-61 с полноприводной системой. До грузовиков дело не дошло, так как из-за войны «шестерки» требовались для боевой техники.
Позже ГАЗ разработал 4-цилиндровый М20, обладавший существенной унификацией в сравнении с предшественником, и это помогло сократить расходы в производстве. Обновленная рядная «шестерка» сходила с конвейера до 1990-х годов и применялась на различных установках, где нужен был подобный двигатель.
Комментарии (0)