Начиная с Первой мировой войны и по сей день танки господствуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Танки модернизировались и становились все более эффективными.
1. Первые танки
Танки впервые нашли боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли. Первым этапом в развитии танкостроения в Советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так, на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков МС-1, которые нашли первое боевое применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу тридцатых годов они стали использоваться как неподвижные огневые точки.
2. Поиски и решения
Вторым этапом можно назвать период 1929 — 1939 годов, когда на основе приобретенных за рубежом проектов создавались собственные танки. Одни машины содержали значительные заимствования — другие гораздо меньшие. Главной задачей было дать Красной Армии большое количество простых в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские легкие танки Т-26 и БТ, неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного периода. Период 1930-х годов для всего мира и не только для СССР был временем поиска решений, каким именно должен быть танк — существовали самые различные идеи и концепции от тактико-технических данных и до способов применения. Отражением идеи создания многобашенного танка в СССР стало появление танков Т-28 и Т-35, предназначенных для прорыва укреплений противника. t28_17 Т-28 неплохо показали себя в ходе Польского похода и в непростых условиях Советско-финской войны. Однако после войны с Финляндией остановились на и идее создания однобашенного танка с противоснарядным бронированием. Большим успехом стало создание дизельного двигателя В-2, который устанавливался в годы Великой Отечественной войны на все советские средние и тяжелые танки. Так, еще 3 ноября 1939 года нарком обороны Ворошилов и нарком среднего машиностроения Лихачев докладывали в ЦК ВКП(б), что советские танкостроители в короткий срок «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки равных которым нет». Речь шла о танках Т-34 и КВ.
3. Первые в мире
В канун Великой Отечественной войны производство танков было развернуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство Т-34). А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 30-х годов .
4. Отказ от легких танков
Период Великой Отечественной войны характерен целым рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы войны требовалось создание и выпуск простых и дешевых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после Т-34 танк Т-60, созданный на базе плавающего танка Т-40. Вооруженный 20 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулеметом танк сыграл свою роль в битве под Москвой. Дальнейшим его развитием стали легкие танки Т-70 и Т-80 с усиленной броневой защитой и 45-мм пушкой. Однако после 1943 года дальнейшее проектирование и производство легких танков в СССР было признано нецелесообразным из-за большой уязвимости, хотя Германия и страны антигитлеровской коалиции в разных пропорциях продолжали производство подобных машин.
5. «Тридцать четверка»
Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков — если на 1941 год советские Т-34 и КВ с 76 мм пушками были почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина меняется — требовалось создание более мощных танков. В СССР пошли по пути создания пусть не идеального, но простого и массового танка каковым стал Т-34/76 и Т-34/85. Т-34 стал самым массовым танком Второй мировой войны. Всего за годы войны было выпущено около 48 тысяч «тридцатьчетверок». Для сравнения: танков «Шерман»- 48 тысяч, а немецких Т-IV – около 9,5 тысяч. Т-34 действительно оказался лучшим вариантом для отечественной промышленности, армии и специфических условий боевых действий от Кавказа до Заполярья. Подобные тенденции отразились и в создании тяжелых танков ИС. Кроме того если до Великой Отечественной войны самоходные орудия не занимали значительного места в системе вооружения Красной Армии, то с середины войны наоборот — САУ начинают играть значительную роль и начинается их массовое производство.
6. После войны. Три танка
Послевоенный период характеризуется обобщением опыта Второй мировой войны. Концептуально на вооружении были оставлены тяжелые и средние танки, а с начала 60-х годов наметился переход к созданию основного танка. В СССР 70-80-х годов по сути было три основных танка.
Первым стал Т-64 (выпускался в Харькове) — принципиально новая машина, в которой был воплощен целый ряд действительно революционных идей. Однако танк оставался слишком сложным в освоении и эксплуатации. Тем не менее, машина с вооружения не снималась и оставалась в западных округах СССР.
Второй машиной стал разработанный на Кировском заводе Т-80, там же были выпущены первые машины, а массовое производство было развернуто в Омске. Танк имел газотурбинный двигатель, а в силу возросшей скорости изменилась и ходовая часть.
Третьим, и одним из самых известных образцов, стал Т-72, который неоднократно модернизировался. Его выпуск был налажен в Нижнем Тагиле. Послевоенный период характеризуется и масштабным экспортом советской бронетехники, обусловленным как экономическими, так и политическими причинами. В ряде стран было налажено и собственное производство — прежде всего это касается стран Варшавского договора и отчасти Китая. Относительно простые и дешевые советские танки нашли широкое применение в войнах и локальных конфликтах в Африке и Азии.
7. Сегодня.
Сегодня основным боевым танком России является Т-90 «Владимир». Он был создан в конце 1980-х — начале 1990-х годов как глубокая модернизация танка Т-72, однако в 1992 году был принят на вооружение уже под индексом Т-90. Благодяря своей живучести, маневренности, надежности и огневой мощи, в период с 2001 по 2010 годы Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке новым общевойсковым танком.
Комментарии (2)