Все про автомобили для мужчин

Король бездорожья: вездеход Урал-5920

Для освоения труднодоступных нефтеносных месторождений СССР требовались грузовики с бескомпромиссной проходимостью. Их можно было купить на Западе, но руководство страны потребовало создать своего «короля бездорожья».

В конце 1960-х многие иностранные компании уже довольно успешно продавали гусеничные транспортеры для доставки грузов в условиях бездорожья. Конечно, можно было просто закупить необходимое количество транспортеров, но импортная техника была довольно дорога. И хотя доллар тогда стоил совсем других денег, валюту в Госплане считать умели. В связи с этим было принято решение о разработке собственного вездехода, способного выполнять транспортные задачи в условиях полного отсутствия дорог.

Прототипом гусеничного НАМИ-0157 послужил вездеход Husky канадской компании Foremost

Решение этой проблемы было поручено лаборатории снегоболотоходных транспортных средств при НАМИ. А для того чтобы разработка велась быстрее, для ходовых испытаний и детального изучения было куплено несколько импортных экземпляров, среди которых были именитые канадские Foremost Husky. Опыт их эксплуатации в условиях Западной Сибири показал, что построенные по вагонной схеме транспортеры, то есть когда автомобильная рама опирается на две управляемые, ведущие гусеничные тележки, оптимальны для передвижения в условиях бездорожья. Проблема была лишь в одном: сложные в техническом плане машины нуждались в грамотной эксплуатации и квалифицированном обслуживании.

Foremost Husky 8 мог проехать там, где не было даже намека на дорогу

От конструкторов требовалось создать что-то простое и в то же время не уступающее «иномаркам» по характеристикам. К тому же большую часть узлов и агрегатов надо было унифицировать с уже эксплуатируемой техникой. Во-первых, это давало возможность использовать имеющиеся серийные узлы и агрегаты, а во-вторых, значительно сокращало время на подготовку водителей для этой техники, так как большинство узлов и агрегатов были им знакомы.

Схема гусеничного привода: 1 - пружина подвески; 2 - резиновая шина; 3 - грунтозацепы; 4 - обрезиненная нейлоновая лента; 5 - зубья на ведущем колесе

В итоге первый снегоболотоход НАМИ-0157БК был создан уже к 1972 году. Как и импортные аналоги, он имел автомобильную раму, которая опиралась на две гусеничные тележки. Кабина была взята от автомобиля Урал-375, от него же использовали раздаточную коробку, систему охлаждения и многое другое, под капотом стоял двигатель ЗИЛ-375, от ЗИЛа были и ведущие мосты. Опорные катки гусениц имели двухрядное расположение, а сами катки были резиновыми. Вскоре было построено еще два транспортера которые получили обозначение НАМИ-0157М, код М подразумевал «модернизированный», потому как в ходе испытаний первого образца вскрылись недостатки, которые были устранены. В частности, двухрядные катки заменили однорядными большего диаметра. Они практически не забивались грязью, как двухрядные (что порой приводило даже к сходу гусеницы), к тому же требовали меньше времени при обслуживании.

Опытный вездеход, разработанный в конструкторском бюро НАМИ

Испытания подтвердили, что НАМИ-0157М оказался не только не хуже импортных конкурентов, но даже превзошел их как по грузоподъемности, так и по ходовым характеристикам. Машина с легкостью брала на борт 8 тонн груза и не напрягаясь могла двигаться с ним по полному бездорожью, вплоть по болотистой местности, с довольно высокой скоростью.

На дорогах же с грунтовым покрытием максимальная скорость транспортера достигала 30 км/ч. Не был для НАМИ-0157М проблемой брод глубиной под два метра, да и косогоры с уклоном 30 градусов не сильно усложняли ему задачу. И самое главное: управлять транспортером мог практически любой, кто имел грузовую категорию в правах. На переквалификацию водителя уходил минимум времени.

После межведомственных испытаний в 1974 году было принято решение о промышленном производстве снегоболотохода. Осваивать производство машины было поручено Миасскому автозаводу. С 1976 по 1980 год УралАЗ, согласно Госплану СССР, должен был выпустить порядка 8000 транспортеров. Однако первые опытные партии машин были изготовлены лишь в 1983 году. Причиной этому стал упадок экономики. Заводы и производства в то время выживали как могли, и о внедрении чего-то нового и довольно сложного технически речи практически не шло. Реализовывалось лишь то, что находило реальный спрос, а спрос на продукцию УралАЗа выражался в бортовых Урал-4320 и сельскохозяйственных Урал-5557, ими-то и был полностью загружен завод.

Общая длина Урал-5920 лишь немного не дотягивала до 10 метров

И все же в 1985 году снегоболотоход (по заводской документации Урал-5920) пошел хоть и в мелкую, но серию. Больше 150 машин в год завод не выпускал, потому как спрос на них оказался невелик. Заявленные в 1970-е объемы в 8000 единиц оказались фикцией. В реалиях в таком количестве снегоболотоходов газо- и нефтедобывающая отрасли не нуждались. В связи с этим сборка машин велась не на конвейере, а стапельным способом, что подразумевало довольно большие накладные расходы. УралАЗ торговал транспортерами фактически себе в убыток. В итоге производство Урал-5920 стало чрезмерно обременительным, и в 1989 году его свернули.

Серийный Урал-5920: найдите 10 отличий от прототипа НАМИ

На этом можно было бы и закончить историю этого довольно интересного транспортного средства, но... В 2003 году его вновь приняли к производству, однако уже не в Миассе, а в Екатеринбурге на Заводе специализированных машин. Сегодня предприятие производит как капотные, так и бескапотные транспортеры в разных модификациях – от бортовых платформ до аварийно-спасательных машин.

Урал-5920 выпускается и по сей день

Постройка транспортеров под заказ позволяет полностью удовлетворять запросы покупателей и при этом сохранять довольно высокое качество продукции. На данном этапе эти транспортеры довольно успешно конкурируют с импортными аналогами, причем не только по цене, а в их основе лежит все та же схема, что применялась на НАМИ-0157БК еще 44 года назад.

текст: Олег Славин


Источник: Король бездорожья: вездеход Урал-5920
Опубликовал:
Теги: Обзоры зил дорога скорость история вездеходы вездеход

Комментарии (5)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Борис Белоусов
В НАМИ при СССР было создано много интересных и технически передовых даже по мировым стандартам транспортных средств! Я с большой теплотой и благодарностью вспоминаю сотрудничество с НАМИ в период с 1980 по 1990 гг. Какие были там специалисты: инженеры, ученые! Спасибо авторам за подобную рубрику и инфо! Мало кто знает и помнит историю техники! А для молодых специалистов это очень важно!
Александр Зиновьев
Вот в этом БЫЛИ и жуткая обида на наших непревзойдённых политиков-воров.
В НАМИ друг работал - а я по экспедиция (геолог) - так я ему ЗАВИДОВАЛ... Женька Полуянчик.
Олег Павлович
Центр тяжести высоковат! Перевернется в тайге!
Николай Сосновский
А Вы видели как он ездит по тайге?
Андрей Пьянков
В НАМИ не ДУРАКИ РАБОТАЛИ при СССР!!!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Король Таиланда достал подданных оргиями
Король Таиланда достал подданных оргиями
8
Ваши новости 18:01 24 окт 2020
«УРАЛ» 5920 – вездеход, которому не страшны любые преграды
«УРАЛ» 5920 – вездеход, которому не страшны любые преграды
0
Авто-Тема 03:14 14 окт 2021
Советские супервездеходы, не знавшие преград
Советские супервездеходы, не знавшие преград
0
Авто-Тема 13:45 29 сен 2021
Юля Король - небузова и небагдасарян..
Юля Король - небузова и небагдасарян..
4
Ваши новости 04:02 15 сен 2018
Расценки на новые современные мотоциклы Урал
Расценки на новые современные мотоциклы Урал
21
Авто-Тема 07:59 27 дек 2021
Самодельный вездеход на гусеничном ходу
Самодельный вездеход на гусеничном ходу
4
Авто-Тема 19:40 07 апр 2019
Сравним мотоцикл Урал которому 33 года и современный Урал Сити
Сравним мотоцикл Урал которому 33 года и современный Урал Сити
24
Авто-Тема 13:23 22 янв 2019
Восьмиколесный гидро-вездеход “Арго”
Восьмиколесный гидро-вездеход “Арго”
0
Авто-Тема 13:59 26 фев 2021
Ирбитский мотозавод выпустил сразу 3 новых модели мотоцикла «Урал»
Ирбитский мотозавод выпустил сразу 3 новых модели мотоцикла «Урал»
5
Авто-Тема 12:14 26 мар 2023
Совсем не король Джулиан: самая жестокая правительница Мадагаскара
Совсем не король Джулиан: самая жестокая правительница Мадагаскара
8
Мужской журнал 08:01 17 окт 2020
Датский король с русским именем, родившийся на Руси. Покоритель славян
Датский король с русским именем, родившийся на Руси. Покоритель славян
9
Мужской журнал 06:01 08 мар 2022
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
4
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства