Отучился я в ДОСААФ, в 18 лет и два месяца от роду получил права. Учили нас на ГАЗ-53 и ЗиЛ-131. Ну и как большинство моих сверстников я был призван в ряды Советской Армии. Было это в начале 80-х годов.
Курс молодого бойца, попросту «карантин», Присяга, и в часть. Тяжеловато было поначалу: недоедание, недосыпание, строевые занятия, дедовщина (но без беспредела). И вот наконец я за рулём транспортного ЗиЛ-131, а значит в расположение буду реже, да и очень уж я руль любил, просто бредил машинами с детства.
Через полгода меня уже на УАЗ-469 посадили, командира нашего батальона возить, как говорится служба блатная, но ответственная, да ещё и комбат служака, и чистюля попался. Так что чистка резиновых ковриков, сапожной щёткой, была обычной процедурой. А уж про остальное я молчу)).
УАЗик у меня, как впрочем, и до меня сиял, и блестел как будто перед парадом. Среди таких же солдат как я сложилось мнение что дизель — это грязь, вонь, ну и не престижное что-то.
А всё потому что в части у нас были в основном карбюраторные машины. Было, правда, два дизеля: «Урал» 4320 дежурный тягач, и автокран КрАЗ которые постоянно были при деле.
Коллаж для примера.Водители этих монстров вкалывали похлеще всех нас вместе взятых, а машины-то уже далеко не новые, вот и ходили они всё время грязные, как кочегары, да и соляркой от них даже после бани разило, как из бака. Звали мы их пренебрежительно «мазута» или «нигрол».
Как бы то ни было отслужил я как положено, отгулял дембель, и на работу устроился в АТП. Повезло мне, как я поначалу думал, посадили меня на УАЗ-452 бортовой, отдел главного механика обслуживать. Пару месяцев поработал, зарплата никакая, так помимо руля ещё надо было и грузчиком работать.
Да ещё и скандалы из-за этого с механиком, короче предложил он мне подобру на другую машину уйти, а выбор то для таких, как я не велик: только старые самосвалы КамАЗ-5511. Делать нечего пошёл я на самосвал.
Стажировка и первый день на линию, кое-как до конца смены доработал. Два колеса сделал. Пока КамАЗ пустой ещё кое-как едет, а как ПГС нагрузят, так такое чувство, что на себе груз везёшь.
Кабину поднял, и как его регулировать, куда лезть? Карбюратора нет, свечей нет, трамблёра нет. На следующий день не легче: движок заглох, потом завёлся, но вот в сапун дым пошёл, и вообще мощность пропала.
Ремонт. Я возле моториста в роли «подай-принеси..» кручусь.
-Поршневую заменим, вал в порядке, головки четыре штуки заменю, ну и вкладыши по кругу, и попрёт у тебя «татарин»!
-А чё он так… ну резко ехать перестал?
-Два поршня «потянуло».
-А это…, ну можно сделать чтобы он как-то бегал получше, ну вообще грустно на нём работать.
-А ты что первый раз дизель видишь?
-Ну да, в армейке у нас только бензинки были, так что я в дизеле так сказать не бум-бум.
-И чему вас молодёжь только учат. Короче бери свою аппаратуру, форсунки и тащи их к «топливщику» на ремонт, он знает, что делать. Ну, а по мотору я тебе потом всё покажу и расскажу…
Двигатель мне сделали, ТНВД и форсунки тоже. Первый запуск был под контролем моториста. Задымил, зачадил дизель.
-Глуши! Заорали мужики, кто рядом на ремонте стоял, а то механик увидит и по «шапке» получишь!
-Так мне из бокса выехать надо.
-А это уже либо в обед, либо вечером, график что ли на воротах не читал.
Коллаж для примера.В обед я выехал из ремзоны, пошёл за мотористом, кстати его все уважительно Сергеичем звали, хотя лет ему всего-то чуть за тридцать было.
Осмотрел он всё внимательно и говорит:
-Всё нормально, ни где ничего не бежит и не мокнет, движок нормально, мягко работает, ты обороты подкинь ему примерно до 1000, пусть стоит прикатывается, за температурой и давлением следи внимательно, а сам пока все трубки и шланги топливные проверь, воздушные тоже, а я к концу дня подойду.
Я так всё и делаю. В половине пятого Сергеич пришёл, клапана отрегулировал, послушал, перегазовку несколько раз сделал.
-Глуши салага.
-А что случилось?!
-Ничего, зажигание отрегулирую, чуть раньше надо поставить.
-Да ладно, шутишь Сергеич, это на карбюраторном движке зажигание регулируют, а тут дизель!
-Ну да, если по-научному, то момент впрыска, ну а по-простому «зажигание», вот смотри как это делается…
…Много что мне Сергеич показал и рассказал за этот вечер, того что я не знал. Да и забегая вперёд скажу, что чуть ли не каждый день я его по началу вопросами донимал))…
-А как самому эту аппаратуру регулировать?
-Вот этого парень я тебе не советую в принципе делать.
-Почему? Я на всех машинах карбюраторы сам ремонтировал и регулировал.
-Вот именно что карбюраторы, а ТНВД это только топливщик, да и у нас он мужик с головой. А для таких как ты он пломбы и вешает, если что не так, то к нему иди, он мужик хоть нудный, и вредный, но не откажет в помощи, а сам не лезь, понял?
-Ага.
-На линию выйдешь на газульку до упора не дави, своим 44-ым размером)), плавно без рывков, грузись поменьше, хотя колонный тебя и так на «лёгкий труд», на время обкатки, определит. Ну и вообще движок этот обороты любит, «затягивать» его не надо, тахометр работает?
-Да как-то не всегда, то работает, то нет.
-Чини, а нет к электрику иди, этот прибор для таких как ты салаг.
-Да остальные то все нормально, а этот…
-Я говорю надо, значит надо, и обороты всегда держи в зелёной зоне, и правее, тогда движок нормально работает, и дольше проживёт…
Тахометр мне новый электрик дал. На следующий день я на линию выехал. Работа не пыльная, мусор всю неделю возил, да к КамАЗу приноравливался.
А через недельку мне он уже и нравится начал, дальше больше, вроде, как и мощность почувствовал. И перестал он мне тупым как валенок казаться…
…Проработал я на этом самосвале ещё пару лет, свыкся с ним, ну конечно не без проблем было, и сцепление менял, и оба редуктора ремонтировал. А тут и новенькие 55111 подошли, с фаркопами, и выводами под прицеп, да половина из них с делителями.
Дали мне такой. Год я на новеньком КамАЗе проработал, ну и по молодости на рейсовые грузовики заглядывать стал, уж очень мне хотелось по рейсам походить, на категорию сдал.
Сбылась мечта: на КамАЗ-5410 с «шаланду» посадили меня, правда не новый, но хороший, не укатанный, по рейсам стал ходить, а в начале 90-х уже предложили на КамАЗ-54112 бензовоз пересесть, выучился, и началась мо работа на бензовозах.
К тому времени я уже и забыл про карбюраторные машины, звук дизельного мотора для меня как песня стал, знал я про него почти всё, и ремонтировать уже сам умел…
Последний мой КамАЗ был марки «6460» это уже не КамАЗ-5511, мощнее, удобнее. Довелось мне и на импортных тягачах поработать, первый был американец Freightliner Coronado бензовоз, силён, а кабина, так это и не кабина, а кабинет целый, в котором жить можно!
Закончил я свою трудовую деятельность на грузовиках на Scania Р 400, тоже хороша машина, нравилась она мне.
Коллаж для примера.Какая из них лучше была? Да я и не скажу. Всех с теплотой вспоминаю. А особенно первого неказистого старенького КамАЗ-5511, на котором я по-настоящему себя шофёром почувствовал, и узнал, что такое дизель!
А уж с остальными грузовиками я уже на ты разговаривал, но с уважением! Не любит машина панибратства, а уж дизель тем более!
Да, чуть не забыл! У меня и сейчас в личном пользовании дизель, старенький правда, но уж очень простой и живучий, а мне другого и не надо:Toyota Land Cruiser 80 с рядным турбодизелем, правда на "автомате" но для моих лет нормально. Ну люблю я Дизель! Как начнёт он серьёзно "говорить" своим низким голосом, так мне другой музыки и не надо!)))
***
#за рулём #грузовики #дизель #ДВС #шофёр #авто #рассказы #работа #водитель грузовика
Спасибо огромное всем за внимание! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал, ваши оценки и внимание очень важны для меня!
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо.
Благодарность (добровольная) автору за его труд:
Рассказ художественный, но основан на реальных событиях.
Все коллажи созданы автором, фото позаимствованы из интернета и общедоступных источников источников
Больше интересных статей здесь:
Источник статьи:
Комментарии (0)