Все про автомобили для мужчин

ГАЗ-21, Москвич-412: что означали разные цифры и индексы советских автомобилей

Каждый советский автомобиль имел свой собственный индекс, состоящий из нескольких букв и цифр. И если с буквенными обозначениями в большинстве случаев все более или менее понятно, то догадаться, что именно означают те или иные цифры в приписке к ним, крайне сложно. Самое время разобраться, что здесь к чему.

Советский автопром. /Фото: yandex.uz.

История советского автопрома – это отдельная и очень большая дисциплина, в которую при желании можно погрузиться с головой, разбираясь в многочисленных документах, дошедших до наших дней. Совершенно очевидно, что еще в годы индустриализации стало совершенно понятно – вся выпускаемая продукция должна обозначаться по единому стандарту, даже если она выпускается на разных предприятиях. А для этого была нужна система цифровых индексов не только для автомобилей, но также и для их узлов, запчастей и даже инструментов. Необходимо это было для унификации ведения конструкторской документации.

Отличная линия. /Фото: myseldon.com.

В 1940 году институт НАТИ занялся разработкой типажа перспективных советских авто. Уже в 1943 году в Наркомате состоялось совещание по вопросам развития автомобильной промышленности после окончания войны и масштабной автомобилизации государства. Позднее, 15 ноября того же года, вышел приказ №554 Наркома машиностроения С.А. Акопова: «Основные положения нумерации деталей, узлов, агрегатов и автомобилей производства СССР». Именно он на ближайшие 20 лет определил то, как будет выглядеть система индексов автомобилестроения Советского Союза. В действительности же положения, принятые еще в годы войны, успешно просуществовали до конца 1980-х годов.

Примечание: в систему были внесены некоторые поправки в 1964 году, в результате чего в 1966 году вышел новый ГОСТ, который действует в России в автомобилестроении до сих пор.

Так что же означают все эти цифры в названиях автомобилей и откуда они вообще взялись? На самом деле все предельно просто. Цифровые индексы лишь обозначают порядок той или иной разработки. До 1943 года заводы сами выдавали цифровые индексы, так как унификация в данном вопросе отсутствовала. Когда началась война, часть предприятий пришлось отправить в эвакуацию в глубокий тыл. В результате некоторые документы были утеряны, более того, часть заводов никуда не передвигалась и продолжала выпускать новую документацию, пока другие переезжали на новое место.

Все зависело от конкретного завода и типа авто. /Фото: trophywolf.ru.

В итоге так получилось, что Горьковский автомобильный завод на момент 1943 года уже имел множество проектов с разной степенью готовности с обозначениями 11, 51, 63, 67 и т.п. Поэтому когда вышел приказ 554, ГАЗу просто выделили (для начала) первую сотню чисел, дабы избежать путаницы в дальнейшем. Тем более, что большой завод имел множество перспективных проектов, а потому и бронь под индексы ему предоставили внушительную. Вторым по важности и по числу разработок заводом был ЗИС, так что ему просто выделили числа от 100 до 199. А вот какой-нибудь ЯАЗ, будучи не таким большим предприятием, получил в 1943 году только 20 чисел от 200 до 219. Впрочем, в последствии ему выделили еще несколько десятков индексов до 250. В последствии завод станет знаменитым КрАЗом и получит еще почти сотню обозначений.

Для простого человека все эти цифры не важны. /Фото: drive2.ru.

Ульяновский автомобильный завод получил в свое распоряжение числа от 300 до 350. Коррективы в порядок выделяемых числе для обозначения моделей вносил не только размер предприятия и количество перспективных разработок, но также и тип выпускаемой продукции. В первую очередь индексы давались автомобилям и грузовикам. А вот прицепы и полуприцепы получали цифровые обозначения едва ли не в последнюю очередь. Таким образом, никакого «секретного» смысла в индексах нет. Это просто элемент «конструкторской бюрократии» для простоты ведения документов и удобства работы в архивах заводов.

Источник


Источник: ГАЗ-21, Москвич-412: что означали разные цифры и индексы советских автомобилей
Опубликовал:
Теги: авто автомобиль ГАЗ москвич

Комментарии (15)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Игорь Никифоров
Воды - много. А где ответ на заголовокж: "Что означали разные цифры и индексы советских автомобилей?" Например ГАЗ21 или Москвич412?
И откуда взялся УАЗ469, если "Ульяновский автомобильный завод получил в свое распоряжение числа от 300 до 350"?
Аффтор сотряс воздух.
Вячеслав Варяг 
Сотряс воздух, напряг клавиатуру, ослабил зрение читающих...Фтопку.
Михаил Балдин 
Не, тут что-то не все. Почему тогда ВАЗ-2101, Москвич-2141, ИЖ-2126.. Что-то эти первые цифры 21 означали. И то что Волга из 24-ки перешла в 31-ю, тоже что-то значило.
marsel sabirzyanov 
Насколько помню первая цифра от размера (класса) автомобиля. 1 - Таврия, Ока, 2 - Москвичи, Жигули, 3 - Волга, 4 - Чайка, ЗиЛ.
marsel sabirzyanov 
Это когда четырёхзначное обозначение ввели
Владимир Макатаев 
ага, Волга-3, а ГАЗ-24 не Волга???
Mikhail Moroz 
первые две цифры означали класс двигателя по его кубатуре. До двух литров - цифры были 21**, отсюда и ВАЗ-2101, и АЗЛК-2141 и т.д. Больше двух литров - цифры 31**, потому Волга была ГАЗ-31029.
ОКА- меньше литра, отсюда ВАЗ-11**
Ну, дальше про КамАз ясно?
Александр Евгеньев
21 - это очко. А очко - это жопа. Вот отсюда ВАЗ-21 01,02,03,04 и т.д.
Александр Евгеньев
Микаэл! А ЗиЛ-130,131? Москвич-412?
Mikhail Moroz 
Четырёхзначные обозначения появились в конце шестидесятых годов, когда начали стандартизировать номенклатуру выпускаемых АТС. Москвич-412, как и ЗИЛ, были разработаны раньше.
marsel sabirzyanov 
Я же написал когда четырехзначное обозначение ввели
marsel sabirzyanov 
ЗАЗ-1102 Таврия двигатель больше литра
Александр Злоцкий 
Согласен, мутно как то объяснено ???
ВАСЯ ПУПКОВ 
Статья полностью не раскрыта.
Александр Хопта 
Кто-то там "умник" говорит: про очко и жопу.Ты либо в карты играй (на очко) и интересуйся жопами, либо что-то познай,почитай и т.д., хотя бы для своего общего развития.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
История автомобилей марки "Москвич"
История автомобилей марки "Москвич"
10
Авто-Тема 11:09 21 май 2018
20 советских автомобилей с шикарным тюнингом
20 советских автомобилей с шикарным тюнингом
16
Авто-Тема 15:22 28 ноя 2017
Какая проблема в конструкции постоянно мешала 412-му "Москвичу"?
Какая проблема в конструкции постоянно мешала 412-му "Москвичу"?
6
Авто-Тема 05:08 21 ноя 2023
Картинка со смыслом: что означали эмблемы советских автомобилей
Картинка со смыслом: что означали эмблемы советских автомобилей
1
Авто-Тема 13:31 02 фев 2022
Москвич-412 на "пневме"
Москвич-412 на "пневме"
0
Авто-Тема 12:24 27 ноя 2018
27 легендарных советских автомобилей: на чём ездили в СССР
27 легендарных советских автомобилей: на чём ездили в СССР
7
Авто-Тема 09:22 31 окт 2019
Что ломалось в советских автомобилях?
Что ломалось в советских автомобилях?
10
Авто-Тема 06:13 21 ноя 2023
Прототип модернизированного «Москвича»-412 от финского импортера Konela
Прототип модернизированного «Москвича»-412 от финского импортера Konela
4
Авто-Тема 21:59 17 июн 2019
Что означали психоделические орнаменты советских ковров
Что означали психоделические орнаменты советских ковров
7
Все о работе руками 12:00 11 янв 2022
Чем отличается советский ИЖ 2125 «Комби» от Москвича 412
Чем отличается советский ИЖ 2125 «Комби» от Москвича 412
0
Авто-Тема 15:29 25 янв 2022
22 советских автомобиля, которые были доработаны до уровня «супергерой»
22 советских автомобиля, которые были доработаны до уровня «супергерой»
14
Авто-Тема 17:16 30 ноя 2019
20 машин из прошлого, которые доказывают, что мы где-то свернули не туда
20 машин из прошлого, которые доказывают, что мы где-то свернули не туда
0
Авто-Тема 09:46 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства