Все про автомобили для мужчин

Единственный и неповторимый ЗИЛ‑135Ш: Ему доверили лунную ракету

В течение многих лет Специальное конструкторское бюро Завода имени Лихачева занималось разработкой техники сверхвысокой проходимости.

Главным заказчиком машин такого рода становилось министерство обороны, но затем начали подключаться и другие ведомства. Например, в середине 60-х годов был дан старт сотрудничества ЗИЛ с предприятиями космической отрасли. Одним из самых интересных его результатов стал вездеход-транспортер ЗИЛ-135Ш.

Альтернативная доставка ракет. К середине 60-х годов советская программа по освоению космоса столкнулась с некоторыми проблемами, имеющими отношение к логистике. Постройка космических ракет осуществлялась на заводе прогресс в г. Куйбышев (сейчас Самара). Затем они в разобранном виде доставлялись по железной дороге на космодром Байконур, где производилась их окончательная сборка и подготовка к запуску.

Пока речь велась о ракетах-носителях, основой для которых послужили ракеты Р-7, но уже производилась разработка лунной ракеты Н-1, отличительной чертой которой стали увеличенные размеры. Это послужило причиной возникновения проблем с доставкой ее на космодром.

При рассмотрении альтернативных вариантов железнодорожного транспорта, специалисты ОКБ-1, во главе с С.П.Королевым, предложили оригинальный вариант доставки агрегатов ракет на Байконур. Постройку планировалось выполнять в Куйбышеве, затем на специальной барже ракета перевозилась по Волге и Каспийскому морю до г. Гурьев (сейчас – Атырау, Казахстан). Там уже планировалось применение специальной техники для доставки ракет в конечный пункт назначения. Чтобы реализовать такой проект, потребовалось создать особую баржу и наземный транспорт, сложности заключались в том, что отдельные детали ракеты могли достигать веса в 20-25 тонн.

Разработка. Группа инженеров ОКБ-1 во главе с В.П.Петровым сформировали примерный облик будущего транспортера и сделали несколько важнейших предложений. Например, для того, чтобы обеспечить машине должную степень маневренности и подвижности, на нее потребовалось установить ориентируемые колеса, аналогичные используемым на шасси самолетов. Требуемые характеристики, с учетом проходимости казахских степей, можно было получить исключительно при диаметре колес не менее полутора метров.

После формирования проекта, ОКБ-1 начало поиск исполнителя. Отказались от настолько сложного проекта практически все, за исключением СКБ ЗИЛ, во главе которого тогда стоял В.А.Грачев. Он выразил готовность создания транспортного средства, способного перевозить детали, весом до 100 тонн, благодаря чему можно было полностью перевозить вторую и третью ступень ракеты Н-1. Более габаритную первую разбирали всего на три части. На перевозку 1 ракеты уходило всего 5-6 рейсов транспортера, по сравнению с ж/д транспортом это было намного выгоднее.

Технические характеристики. Было предложено строительство машины с грузовой площадкой размером 10,8х21,1 м. Ходовая часть была сделана в виде конструкции с 8 осями, колесная формула которой составляла 32х32. Колеса были установлены попарно на поворотных стойках, помещавшихся по 4 штуки на каждом углу. За счет этого машина получала высочайшую степень маневренности.

Главными источниками деталей стали вездеходы семейства ЗИЛ-135. К примеру, электрическая трансмиссия основывалась на агрегатах вездехода ЗИЛ-135Э. Отдельные устройства были взяты у самолета ИЛ-18, но в проекте это отражено не было. Основой опытной машины стала рама сложной формы. Ее передняя и задняя части были выполнены прямоугольными.

В качестве силовой установки использовались ЗИЛ-375Я, мощностью по 375 л.с., первый из которых располагался в передней части, второй в задней. Передний двигатель соединили с электрогенератором ГЭТ-120, мощностью 120 кВт, являвшимся основой электрической трансмиссии. Второй двигатель комплектовался гидромеханической передачей, связанной с задним ведущим мостом.
Основным мотором считался передний, второй же применялся в некоторых ситуациях для увеличения общей мощности машины.

Заключение. После завершения испытаний, от этого типа транспортных средств отказались, и доставку деталей снова организовали по железной дороге.

 


Источник: Единственный и неповторимый ЗИЛ‑135Ш: Ему доверили лунную ракету
Опубликовал:
Теги: зил будущее автомобили 1 4 5

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Уникальный ЗИЛ‑135Ш, которому доверили лунную ракету
Уникальный ЗИЛ‑135Ш, которому доверили лунную ракету
0
Авто-Тема 10:42 02 авг 2021
Катастрофа MH-17: Нидерланды получили от Грузии ракету «Бук»
Катастрофа MH-17: Нидерланды получили от Грузии ракету «Бук»
3
Ваши новости 22:02 18 окт 2017
Единственный способ победить пандемию
Единственный способ победить пандемию
126
Ваши новости 09:25 09 июл 2021
Для чего советским грузовикам ЗиЛ-130 сделали скругленный кузов
Для чего советским грузовикам ЗиЛ-130 сделали скругленный кузов
5
Авто-Тема 19:27 15 дек 2022
ЗИЛ-4104 — лимузин для четверых генсеков СССР
ЗИЛ-4104 — лимузин для четверых генсеков СССР
0
Авто-Тема 14:26 15 апр 2021
Как ЗИЛ-133ГЯ стал шикарным дальнобойным грузовиком
Как ЗИЛ-133ГЯ стал шикарным дальнобойным грузовиком
10
Авто-Тема 22:21 23 янв 2019
ЗиЛ-164. Возвращение к жизни
ЗиЛ-164. Возвращение к жизни
10
Авто-Тема 21:46 29 окт 2017
Почему и главное как легендарный автозавод ЗИЛ превратился в руины
Почему и главное как легендарный автозавод ЗИЛ превратился в руины
37
Авто-Тема 14:50 07 фев 2019
Секретный проект под Амуром: единственный в России подводный железнодорожный тоннель
Секретный проект под Амуром: единственный в России подводный железнодорожный тоннель
40
Мужской журнал 11:01 19 окт 2018
ЗИЛ-133 ГД — «сороконожка» из Советского Союза
ЗИЛ-133 ГД — «сороконожка» из Советского Союза
0
Авто-Тема 15:00 03 окт 2021
Спецмашины на базе ЗиЛ-133 с «квадратной» кабиной: Самосвалы
Спецмашины на базе ЗиЛ-133 с «квадратной» кабиной: Самосвалы
0
Авто-Тема 15:14 20 ноя 2021
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
4
Все о работе руками 10:20 20 ноя 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства