Все про автомобили для мужчин

Что ломалось в советских автомобилях?

Сделанные в СССР автомобили можно было чинить до бесконечности. Во всех смыслах — и в хорошем, и в плохом. В каком-то смысле это были вечные автомобили. Но ломались тоже вечно.

Источник: Getty Images

Подернутые романтической дымкой склероза воспоминания о жизни в СССР несколько лишают очарования факты о конкретных товарах: недолговечной некрасивой обуви, тяжелых на ходу велосипедах и, конечно, ненадежных автомобилях. С последними было особенно трудно, потому что запчасти к ним нельзя было купить, их нужно было доставать. Итак, вспоминаем, чем именно запомнилась каждая советская модель в плане ненадежности.

Классика: ВАЗ-2101«Жигули» и его потомки

Как рассказывали иностранные владельцы автомобилей Lada в 1970-х — 1980-х, это была прекрасная машина: надежная, экономичная недорогая в обслуживании. У наших владельцев воспоминания были совсем другие. А знаете почему? Какой-нибудь англичанин свою машину возил на сервис каждые 10 000 км, и там ему помимо регламентных работ производили диагностику и текущий ремонт. Быстро и недорого, благо конструкция нехитрая. А наш человек менял масло и фильтр сам, так что отказы обычно становились неприятной неожиданностью. Перечислять их все было бы скучным занятием, так что остановимся на паре ярких.

Фирменной поломкой «классики» был выход из строя шаровой опоры в передней подвеске. Происходило это обычно на повороте. Колесо частично вываливалось из арки, дальнейшее движение становилось невозможным. А эвакуаторы тогда были в диковинку, так что ставить новую шаровую опору приходилось на месте поломки.

Второй красивой подлянкой был отказ краника отопителя салона. В нем была резиновая мембрана, и за лето, пока краником не пользовались, она высыхала. Осенью же при попытке включить отопление в салоне мембрана рвалась, и тосол вытекал в салон. Расположен был краник под перчаточным ящиком — «бардачком», так что при его замене приходилось работать вниз головой.

Источник: Getty Images

ВАЗ-2109

По сравнению с «классикой» «девятки» были ощутимо надежнее, но по мелочи тоже сыпались от души. Например, постоянно сгорали платы задних фонарей, выходили из строя клапаны холостого хода, подводила проводка в фарах. Коммутатор шалил, диодный мост на генераторе сгорал. На плохих дорогах быстро выходили из строя стойки подвески.

ГАЗ-24 «Волга»

Что ж, в СССР она была самым желанным автомобилем. Частнику, чтобы добыть такое чудо, нужно было иметь много денег и связей. Ну или очень много денег.

Про сам автомобиль рассказывать можно долго, но информации насчет его поломок сохранилось немного. Обслуживание зато было легендарное: шкворневую переднюю подвеску приходилось регулярно шприцевать, специальным устройством впрыскивая густое масло в точки смазки. А если этого не делали, шкворни — стержни, на которых узлы подвески поворачивались, — изнашивались и выходили из строя.

Система охлаждения двигателя оставляла желать лучшего, так что теоретически перегреть мотор и попасть на его переборку было легко. На практике же — ну не было тогда пробок, так что вскипятить движок надо было еще умудриться.

Да, и еще требовал вдумчивой настройки распределитель тормозных усилий. Если «Волгу» при торможении начинало вести в сторону, это было знаком ехать к мастеру.

«Москвич-412»

C 412-м вкратце проблемы были следующими. Барахлила устаревшая коробка передач. Барабанные тормоза с гидровакуумным усилителем никогда не работали равномерно, при резком торможении «Москвич-412» обычно немного вело в сторону. Герметичность усилителя тормозов нередко нарушалась: прокладки подводили, да и муфты тормозных цилиндров текли.

«Москвич-2141»

Удачная в целом и довольно современная на момент выпуска модель больше всего страдала от некачественных покраски и обработки кузова. Ржавел «41-й» очень быстро. А в остальном болел по мелочи: отказывали термостаты, текли тормозные цилиндры, потели маслом ШРУСы.

Источник: Getty Images

ЗАЗ-966 «Запорожец»

Самой комичной поломкой «ушастого» была отваливающаяся спинка водительского сиденья. Трогаешься, тебя слегка качает назад, уставшие трубки каркаса сиденья лопаются — и ты переходишь в горизонтальное положение. Тогда за сиденье просто ставили запасное колесо и ехали дальше.
Бывало и по-другому: трубки гнулись и спинка день за днем все сильнее отклонялась назад.
Распложенный сзади двигатель часто перегревался у 30-сильной версии, ЗАЗ-966В, но у 40-сильного «чистого» 966-го систему охлаждения переделали — изменили схему циркуляции воздуха и поставили вентилятор. Нередко перегревался и механический бензонасос, в этом случае на него клали тряпку, смоченную в холодной воде.

Еще одна «болячка» «Запорожца» была связана с его высокой проходимостью (клиренс 190 мм, задний привод вкупе с расположенным сзади мотором). Увы, при внедорожной эксплуатации часто рвались нежные пыльники внутренних шарниров полуосей.
А у одной из следующих версий, 968М, «уши» воздухозаборников заменили аккуратными решеточками, и двигатель снова начал перегреваться. Народ «колхозил» самодельные «уши» из дюраля.

ЗАЗ-1102 «Таврия»

Как и в случае с «Москвичом-2141», конструкция был неплохой, а вот исполнение хромало на обе ноги. Впрочем, и разработчики допустили ряд ошибок. Например, у автомобилей из первых партий в нагруженных местах кузова появлялись трещины. Страдали стойки крыши, чашки передних стоек. Двигатель подъедал масло из-за негерметичности сальников клапанов. Текла система охлаждения двигателя, быстро изнашивались ступичные подшипники, стартеры и генераторы. Вишенкой на торте была способность капота при лобовом ударе входить в салон и бить водителя в голову. И это, увы, не легенда, есть видео с краш-тестов.


Источник: Что ломалось в советских автомобилях?
Опубликовал:

Комментарии (12)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Денис
Автор - обычный "блохер", который нахватался в Интернете разрозненной информации от себе подобных и теперь выдаёт себя за всезнайку.
Алексей ... 
Витепетр - этим сказано всё
Александр Белинский
Про Таврию: тросики сцепления рвались регулярно! Я и многие другие возили запасные как расходник постоянно в багажнике. А менять их тот ещё геморрой - лёжа на переднем сидении ногами кверху. Качество тросиков улучшилось, когда на завод пришла ДЭУ. С новым тросиком можно было ездить года 3-4.
Александр Шитов
На Ваз 2101 часто выходили из строя "гребёнки" для откидывания передних кресел. Первый карбюратор с механикой затворок ДААЗ (так по моему назывался) был не убиваемый в отличие от "азона" с вакуумным приводом. Распределитель зажигания без вккумного корректора тоже работал как часы. На первых моделях ставили итальянские бензонасосы, они не страдали перегревом и заклиниванием клапанов... В восьмидесятые ставили распред валы некондиционные- выходили из строя ч-з 3-5 тыс. км. Достать была проблема! Резина Ми- 151- диоганальная ходила 25- 30 тыс. км. до полного облысения. Стоила больше 60 рублей за колесо если урвёшь! Ездить на диоганальной резине ещё тот ЭКШЕН, убегающую в стороны дорогу надо было ловить... Через две три сотни км. спина в райне лопаток ныла неимоверно! Теперь про Таврию. В 1994 году купил новую в Киеве... Сразу при перегоне перегрев передних дисков, пока колодки не притёрлись(!) Тросик створки печки не стоял, место было, но даже прорези не было! Надо было догодаться открывать створку рукой под топедо, а до этого ехали мёрзли. Тросик сцепления рвался из за отсутствия пластиковой прослойки между жилой и оплёткой- металл тёрся о металл.... На 34 000 км. заклинил двигатель(!) Вместо бронзовых полуколец- подшипников продольного смещения каленвала умудрились ставить бабитовые (!!!) Протёрлись и провернулись. А "Копейка", ну что "Копейка"... - у меня и сейчас на хорошем ходу- через два года отметим сороколетие...
Александр Шитов
На Ваз 2101 часто выходили из строя "гребёнки" для откидывания передних кресел. Первый карбюратор с механикой затворок ДААЗ (так по моему назывался) был не убиваемый в отличие от "азона" с вакуумным приводом. Распределитель зажигания без вккумного корректора тоже работал как часы. На первых моделях ставили итальянские бензонасосы, они не страдали перегревом и заклиниванием клапанов... В восьмидесятые ставили распред валы некондиционные- выходили из строя ч-з 3-5 тыс. км. Достать была проблема! Резина Ми- 151- диоганальная ходила 25- 30 тыс. км. до полного облысения. Стоила больше 60 рублей за колесо если урвёшь! Ездить на диоганальной резине ещё тот ЭКШЕН, убегающую в стороны дорогу надо было ловить... Через две три сотни км. спина в райне лопаток ныла неимоверно! Теперь про Таврию. В 1994 году купил новую в Киеве... Сразу при перегоне перегрев передних дисков, пока колодки не притёрлись(!) Тросик створки печки не стоял, место было, но даже прорези не было! Надо было догодаться открывать створку рукой под топедо, а до этого ехали мёрзли. Тросик сцепления рвался из за отсутствия пластиковой прослойки между жилой и оплёткой- металл тёрся о металл.... На 34 000 км. заклинил двигатель(!) Вместо бронзовых полуколец- подшипников продольного смещения каленвала умудрились ставить бабитовые (!!!) Протёрлись и провернулись. А "Копейка", ну что "Копейка"... - у меня и сейчас на хорошем ходу- через два года отметим сороколетие...
Александр Шитов
На Ваз 2101 часто выходили из строя "гребёнки" для откидывания передних кресел. Первый карбюратор с механикой затворок ДААЗ (так по моему назывался) был не убиваемый в отличие от "азона" с вакуумным приводом. Распределитель зажигания без вккумного корректора тоже работал как часы. На первых моделях ставили итальянские бензонасосы, они не страдали перегревом и заклиниванием клапанов... В восьмидесятые ставили распред валы некондиционные- выходили из строя ч-з 3-5 тыс. км. Достать была проблема! Резина Ми- 151- диоганальная ходила 25- 30 тыс. км. до полного облысения. Стоила больше 60 рублей за колесо если урвёшь! Ездить на диоганальной резине ещё тот ЭКШЕН, убегающую в стороны дорогу надо было ловить... Через две три сотни км. спина в райне лопаток ныла неимоверно! Теперь про Таврию. В 1994 году купил новую в Киеве... Сразу при перегоне перегрев передних дисков, пока колодки не притёрлись(!) Тросик створки печки не стоял, место было, но даже прорези не было! Надо было догодаться открывать створку рукой под топедо, а до этого ехали мёрзли. Тросик сцепления рвался из за отсутствия пластиковой прослойки между жилой и оплёткой- металл тёрся о металл.... На 34 000 км. заклинил двигатель(!) Вместо бронзовых полуколец- подшипников продольного смещения каленвала умудрились ставить бабитовые (!!!) Протёрлись и провернулись. А "Копейка", ну что "Копейка"... - у меня и сейчас на хорошем ходу- через два года отметим сороколетие...
Александр Шитов
Почему в тройном экземпляре..?
Валентин
Ремонтировали и ездили.
А что нынешние авто - после 5ти лет эксплуатации вложишь 1/3 от цены что бы продлить ему жизнь! По хорошему он уже в утиль собирается.На смену Вашему уже произведено десяток новых...
Сколько ресурсов затрачивается,какие бездарные затраты энергии,хотя на всех уровнях главы всех государств слюной брызжут защищая экологию
Олег
Автор статьи совсем не лох, просто нет возможности отразить все нюансы советского автопрома в короткой статье.Незатронутой осталась самая главная проблема - полное отсутствие опыта производства качественной высокотехнологичной гражданской продукции. А после развала Союза растеряли даже то, что успели накопить за те несчастные 40 лет мирной жизни, не говоря уже о том, что создавалось все это в режиме практически полной изоляции от окружающего мира.
Александр
На восьмёрках-девятках по нашему бездорожью постоянно "летели" крабы...
Антон Луценко
Вывод из заметки весьма прост: не ломаются лишь те автомобили, которыми не пользуются.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Месть КГБ за гибель советских пленных в душманской тюрьме Бадабер
Месть КГБ за гибель советских пленных в душманской тюрьме Бадабер
21
Мужской журнал 10:00 17 ноя 2021
Мечта советских мальчишек — мопед «Рига-7»
Мечта советских мальчишек — мопед «Рига-7»
5
Авто-Тема 07:23 16 дек 2021
Четыре грязных мифа о советских женщинах
Четыре грязных мифа о советских женщинах
29
Ваши новости 08:01 16 дек 2018
Мнение американских танкистов о советских танках Т-72
Мнение американских танкистов о советских танках Т-72
83
Авто-Тема 21:32 03 янв 2019
9 советских скутеров
9 советских скутеров
28
Авто-Тема 00:33 12 дек 2018
Зачем раньше в немецких автомобилях делали боковые зеркала разного размера
Зачем раньше в немецких автомобилях делали боковые зеркала разного размера
1
Авто-Тема 17:16 25 янв 2023
Пикантная реклама советских мопедов
Пикантная реклама советских мопедов
14
Авто-Тема 16:58 14 окт 2018
30 ретроплакатов СССР, показывающих что продавали в советских продуктовых магазинах
30 ретроплакатов СССР, показывающих что продавали в советских продуктовых магазинах
32
Мужской журнал 11:00 14 июл 2021
Устранение хруста при переключении передач в автомобилях АвтоВАЗ
Устранение хруста при переключении передач в автомобилях АвтоВАЗ
0
Авто-Тема 18:13 14 авг 2021
Сколько советских генералов бежало из немецкого плена
Сколько советских генералов бежало из немецкого плена
33
Мужской журнал 09:02 07 апр 2019
Бой у озера Жаланашколь: сколько китайцев погибло при нападении на советских пограничников
Бой у озера Жаланашколь: сколько китайцев погибло при нападении на советских пограничников
42
Мужской журнал 09:01 18 фев 2019
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства