• Технологии
  • Автомобили
  • Стройка
  • Здоровье
Зарегистрироваться Войти
Авто-Тема
Все про автомобили для мужчин
Вся соль » Авто-Тема » Бить аккуратно, но сильно: что такое датчик детонации и как его проверить без сканера

Бить аккуратно, но сильно: что такое датчик детонации и как его проверить без сканера

11:32 01 февраля 2021

Есть в автомобиле такой датчик – датчик детонации. Многие знают, что он существует, некоторые даже скажут, что он каким-то чудесным образом как-то следит за детонацией (назначение датчика выдаёт его название). А что дальше? Как он это делает и что будет, если он вдруг перестанет работать? И как узнать, что он не работает? Всё намного проще, чем кажется. 

Что такое детонация и зачем за ней следить ​

Все знают, что для работы двигателя внутреннего сгорания требуется то самое сгорание – воспламенение топливной смеси. Для этого в бензиновом моторе есть свеча зажигания, которая поджигает смесь в конце такта сжатия. 

Обычная скорость распространения фронта пламени составляет 30-50 м/с. Но иногда возникает такая штука, которая правильно называется сгорание во фронте ударной волны. В этом случае скорость сгорания может возрастать до 2000 м/с. Складывается ситуация, когда нормального распространения фронта пламени уже нет – есть взрыв. А это и есть детонация. 

С точки зрения физики выглядит довольно занудно, но если упростить, то можно сказать, что нарушается порядок сгорания топливно-воздушной смеси. При детонации фронт пламени даже не успевает дойти до краёв камеры сгорания, и смесь там самовоспламеняется под действием возрастающих температуры и давления. 

При детонации возникает звук, услышав который, было принято говорить про «стучащие пальцы». Разумеется, поршневые пальцы во время детонации не стучат – не те там зазоры. Звенеть начинают сами стенки камеры сгорания. 

Ещё иногда с детонацией путают совсем уж другое явление, при котором мотор не хочет останавливаться после выключения зажигания сразу, а иногда даже может прокрутить «в обратку» (конечно, речь идёт в первую очередь о старых карбюраторных моторах). Само собой, это не детонация, а калильное зажигание – явление, при котором топливно-воздушная смесь загорается сама по себе от слишком горячих деталей (например, от перегретых свечей зажигания с неправильно выбранным калильным числом). Впрочем, если детонация зашла слишком далеко и мотор от неё страдает со слишком завидной регулярностью, она вполне может вызвать калильное зажигание – детонация приводит к перегреву мотора.

Детонация – штука очень вредная. Она вызывает колоссальные ударные нагрузки на детали ЦПГ, она вполне может разрушить и поршневые кольца, и сами поршни. А если не обращать на неё никакого внимания, то и блок. 

Подробно о причинах детонации рассказывать не буду – есть риск надолго уйти в сторону от датчика детонации и потонуть в болоте ньютонианства и менделеевщины. Если коротко, причин много: от плохого или «неправильного» бензина с низким октановым числом до кривой прошивки при чип-тюнинге. Впрочем, при очень кривом чип-тюнинге диагностику могут просто «порезать», и ошибки по датчику детонации не будет. Будет только звук. А ещё могут быть виноваты нагар на поршнях и в камере сгорания, бедная смесь, перегрев мотора или езда на слишком низких оборотах при высокой нагрузке. 

Все современные моторы работают на грани детонации (как правило, при очень раннем угле опережения зажигания). В этом случае удаётся получить максимальный КПД. В эпоху трамблерных моторов с автоматами угла опережения зажигания добиться очень точного угла было сложно, поэтому тогда «пальцы стучали» часто.

Сейчас за угол опережения отвечает совсем небольшой датчик детонации, сигнал с которого позволяет позволяет изменять и этот угол, и при необходимости – состав топливной смеси.

Если датчик перестанет корректно работать, теоретически ничего страшного быть не должно: зажигание должно стать позже (в ЭБУ моторов такой отказ предусмотрен, и в случае, если ЭБУ потеряет сигнал, коррекция угла будет невозможной, но зажигание станет слишком поздним), детонации не будет, но ехать машина будет заметно хуже. Возможны и другие последствия: перегрев мотора, нагар на свечах, тот самый звук детонации, калильное зажигание, рост расхода бензина. Многое зависит от того, чем вызвана сама детонация. Если на моторе с прямым впрыском насмерть загажена камера сгорания, никакое смещение угла к позднему значению не спасёт. Ну и, конечно же, может загореться Check Engine. Что в этом случае делать?

Найти и обезвредить!

Разумеется, самый простой способ – это подключить сканер и считать ошибку. Но вряд ли у всех автолюбителей где-то в кладовке между дрелью и микроскопом лежит диагностический сканер (всякую ерунду из китайских магазинов я сканером не называю принципиально, хотя не отрицаю способность этой ерунды иногда что-нибудь показать). Поэтому попробуем обойтись без сложного оборудования.

Сначала надо этот датчик найти. Звучит смешно, но это так. Искать его нужно на блоке цилиндров. Проще всего дело обстоит с рядными «четвёрками»: датчик детонации обычно стоит ровно посередине блока между вторым и третьим цилиндрами. Там его и ищите, обычно – чуть ниже впускного коллектора. Такое расположение датчика на блоке позволяет ему «услышать» детонацию всех четырёх цилиндров, причём расположение мотора – продольное или поперечное – на положение датчика никак не влияет. 

Сами датчики бывают двух типов: резонансные и широкополосные. Задача у них одна на всех: обнаружить стук в моторе (то есть ту самую детонацию), но алгоритмы работы немного разные. Резонансный датчик настроен на определённую частоту детонации, в которой он и проверяет шум. Частоту рассчитывают по формуле f(кГц)=900/(


Источник: Бить аккуратно, но сильно: что такое датчик детонации и как его проверить без сканера
Опубликовал: Виктор Петров
Теги: авто Советы Тюнинг ДТП ремонт скорость автомобиль Машина Правильно Россия автосалон машины авто и мото водителю на заметку автосамоделки

Мой мир
Вконтакте
Twitter
Одноклассники

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Подписчиков: 428 Подписаться

Популярные записи

Девушки без бюстгальтеров
Зачем многие смешивают бензин АИ-92 и АИ-95
Топ-10 редких автомобилей марки "Москвич"
Подборка смешных фотографий, сделанных в общественном транспорте
Водители, внимание: У мошенников новый трюк, не попадитесь!
Пользовательское соглашение, Политика конфиденциальности, Правила сайта
Датчик положения коленчатого вала. Что это такое, как проверить и понять, что пора его менять.
Датчик положения коленчатого вала. Что это такое, как проверить и понять, что пора его менять.
-1
0
Авто-Тема 21:14 10 мар 2021
Что такое датчик положения коленчатого вала и как его проверить
Что такое датчик положения коленчатого вала и как его проверить
0
0
Авто-Тема 12:12 01 мар 2021
Сколько градусов будет, если сломался датчик температуры?
Сколько градусов будет, если сломался датчик температуры?
1
0
Авто-Тема 21:09 12 мар 2021
Пылесос стал сильно шуметь и плохо сосать! Несколько действий -и он опять стал работать как новый. Инструкция с фото
Пылесос стал сильно шуметь и плохо сосать! Несколько действий -и он опять стал работать как новый. Инструкция с фото
6
2
Все о работе руками 08:01 07 сен 2023
Сатановский: Бить придётся, невзирая на пол и возраст. И сильно.
Сатановский: Бить придётся, невзирая на пол и возраст. И сильно.
11
8
Ваши новости 13:00 08 янв 2022
Автомобильный датчик Холла — принцип работы
Автомобильный датчик Холла — принцип работы
0
0
Авто-Тема 17:45 17 окт 2021
Как проверить проводку мультиметром: пошаговая инструкция
Как проверить проводку мультиметром: пошаговая инструкция
-5
3
Все о работе руками 15:40 23 май 2025
Простые способы, как распознать подделки масла, сыра, хлеба и ещё 7 популярных продуктов из наших холодильников
Простые способы, как распознать подделки масла, сыра, хлеба и ещё 7 популярных продуктов из наших холодильников
18
5
Все о работе руками 12:01 16 мар 2024
Самые простые способы проверить качество воды из-под крана
Самые простые способы проверить качество воды из-под крана
4
3
Все о работе руками 13:40 09 дек 2024
Датчик массового расхода воздуха — как починить
Датчик массового расхода воздуха — как починить
0
0
Авто-Тема 16:40 04 июл 2021
Как проверить регулятор давления топлива
Как проверить регулятор давления топлива
0
0
Авто-Тема 13:00 19 июл 2021
Верховный суд России разъяснил: наказание за нарушение требований незаконно установленного дорожного знака является неправомерным и подлежит отмене.
Верховный суд России разъяснил: наказание за нарушение требований незаконно установленного дорожного знака является неправомерным и подлежит отмене.
1
0
Авто Скрежет 11:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства