Для одного из самых пожилых среди ныне существующих автомобильных брендов, Mercedes-Benz удивительно поздно увлекся универсалами. Вот вам удивительный факт — первый серийный “сарай” с трехлучевой звездой появился на свет в 1977 году — это был знаменитый 123-й кузов.
Сегодня универсал в 116-м кузове от Crayford это ценное и дорогое приобретение
Правда, на этом самом месте обычно начинаются жаркие споры. Многие считают, что вагоны Mercedes-Benz начал выпускать значительно раньше, в качестве доказательств предъявляя фотографии универсалов в 114-м, 110-м и даже 120-м кузовах.
Убери надпись Crayford с обложки и чем не фирменная 'мерседесовская' брошюра?
Конечно, при современном развитии печатного дела на Западе сфотошопить можно и не такое. Но в том-то и дело, что фотографии отнюдь не фейковые — настоящие. Просто изображены на них универсалы, скажем так, “незаводские”, производства небольших кузовных ателье, специализировавшихся на переделке стандартных “мерседесовских” моделей, как правило, седанов. Среди наиболее уважаемых вагонных авторитетов немецкая фирма Binz, известная также своими каретами скорой помощи, катафалками и другой спецтехникой, бельгийская I.M.A. Malines на своем заводике в Мехелене, переделывавшая седаны “штрих-ахт” (W114/115) в симпатичные вагончики и, конечно, английская Crayford Auto Developments. Именно на ее счету самые нашумевшие универсальные проекты, украшенные трехлучевой эмблемой — удлиненный 114-й кузов, уникальный шутинг-брейк “Кондор” на шасси SLC450 и — внимание! — сарай на базе представительского W116. Не слышали о таком? А он был…
Начинала Crayford Auto Developments с мелочи. В буквальном смысле. Первым проектом основанной в 1964-м фирмы стала открытая версия оригинального Mini — удивительно, но British Motor Corporation на протяжении длительного времени не предлагала собственный заводской кабриолет на базе легендарной машины Алека Иссигониса. Собственно подобная неповоротливость крупных автомобильных компаний и давала маленьким кузовным ателье вроде Crayford шанс на существование. Фирмочка из графства Кент некоторое время работала именно по кабриолетам — за “Мини” последовали открытые версии Ford Cortina, Ford Corsair, Austin 1100/1300 и других моделей, пока однажды внимание Джеффа Смита одного из двух основателей фирмы привлекла продуктовая линейка Mercedes-Benz. Добротные, престижные и дорогие машины из Штутгарта имели только один серьезный недостаток — за редким исключением они предлагались лишь с кузовом седан. “Отличный бизнес-кейс!” — решили англичане и в 1970 году на свет появился универсал на базе W114.
Багажная дверь от Austin Maxi неплохо вписалась в экстерьер W114, но вот задние боковые окна с точки зрения эстетики оставляют желать…
Практически сразу же новинка вызвала весьма однозначную реакцию из самого Штутгарта. Не подумайте будто немцам понравилось! Наоборот — первое время представители Mercedes-Benz активно пытались помешать Crayford выставить свой универсал на Лондонском автошоу в выставочном центре “Эрлс-корт”!Впрочем, ближе ознакомившись с новинкой, самим кузовным ателье и принципами его работы, немцы в конечном итоге сменили гнев на милость. Уже к 1971 году Crayford получил официальное благословение на переделку немецких седанов в универсалы, более того Mercedes-Benz даже утвердил список официальных дилеров, через которых клиентам марки предлагались “конверсии” из Кента. Ну и, наконец, самое важное — на “крейфорды” стала распространяться официальная заводская гарантия Mercedes-Benz. Вот оно истинное признание!
А вот и сам донор на органы — Austin Maxi
При этом с точки зрения технологий сам процесс "конверсии" не представлял собой ничего выдающегося. Все лишнее срезали и вваривали новую крышу. Верхнюю часть кузова при это обычно декорировали винилом, чтобы замаскировать место сварочных швов. Кстати, знатоки английских автомобилей 60-х годов, наверняка, узнают в багажной двери 114-го универсала пятую дверь модели Austin Maxi. Впрочем, от “Максика” здесь еще и часть крыши.
В общей сложности Crayford Auto Developments "переварила" в универсалы порядка четырех сотен W114/115. Капля в море для компании масштабов Mercedes-Benz, но вполне достаточно для успешного существования небольшого кузовного ателье. Дела фирмы из Кента шли настолько неплохо, что порой англичане позволяли себе проекты не под конкретного заказчика — “маст хэв” для небольшого специалиста по коучбилдингу — а, скажем так, для души и на пробу. Именно таким стал уникальный универсал с удлиненной базой, представленный в 1974-м.
На этом снимке понятно, почему W114-стрейтч прозвали 'Таксой'. И это, кстати, при том, что машина не только длиннее, но и немного выше оригинала
Длиннобазный W114 с 2,3-литровой рядной “шестеркой” концептуально повторял американские автомобили для встречи в аэропорту: такой же большой, многоместный и немного неуклюжий. Девятиместный в стандартном исполнении универсал можно было оснастить еще тремя детскими креслами в багажнике. Для трансфера — практически идеально!
За характерную внешность удлиненный универсал получил имя собственное “Даксхунд”, то есть “Такса”, которое — ну кто бы мог подумать?! — вновь не устроило Штутгарт. Породу собаки, пусть даже и чисто немецкую породу, боссы Mercedes-Benz посчитали неприемлемым для автомобиля украшенного “Трехлучевой звездой”. Так что несмотря на заводскую гарантию, которая “Такса”, получила как и другие универсалы от Crayford, немцы настоятельно попросили англичан убрать фирменную эмблему с рекламной брошюры удлиненного универсала. В Кенте не стали спорить — тем более, что все рекламные материалы к тому времени уже давно были напечатаны. Разумеется, на них красовалась “Трехлучевая”…
Впрочем, это в любом случае не помогло — заказчиков на диковинный удлиненный вагон не нашлось. Оптимисты скажут, что “Такса” банально опередила свое время, а реалисты заметят, что сама концепция выглядела сомнительно — удлиненный универсал с “роскошным” салоном из “МБ-Теха” — так или иначе 114-й стретч выпустили в единственное экземпляре. Он, к слову, до сих пор колесит по английскому Оксфорду, вызывая неизменный интерес туристов и студентов.
Гораздо большей коммерческой удачей стал “крейфордский” универсал на базе легендарного S-Класса в 116-м кузове. Здесь англичане превзошли самих себя — уровень отделки салона ничем не отличался от принятых в Штутгарте стандартов, да и внешне вагон получился настолько изящным и гармоничным, что его можно было перепутать с полностью заводской разработкой. И это при том, что донором для задней части кузова стал… Ford Granada-универсал.
Самый удачный из всех универсалов от Crayford — это, конечно же, 116-й…
…и не подумаешь что крыша и задние боковые стекла у сановного вагона взяты от демократичного Ford Granada Turnier
“Когда мы поняли, что Austin Maxi, элементы кузова который использовались для создания универсалов в 114-м кузове слишком маленький для масштабов W116, я снабдил свою жену рулеткой и блокнотом и отправил ее на парковку расположенного поблизости аэропорта Гатвик, — вспоминал Дейвид Мак-Маллан один из основателей Crayford Auto Developments. — Морин сняла размеры задних дверей и боковых стекол всех универсалов, которые ей удалось найти. Оказалось Ford Granada Turnier — наш идеальный вариант!”
Престиж Mercedes-Benz от подобной “плебейской” интрижки не пострадал. Рюкзак “Гранады” как влитой устроился за плечами 116-го, ну а техническая начинка в любом случае оставалась стопроцентно немецкой. Большой вагон можно было заказать с любым вариантом силового агрегата от базового шестицилиндрового S 280 и заканчивая 6,8-литровым 450 SEL. Общий тираж составил 15 автомобилей — учитывая цену это стало большим успехом — один и которых приобрела Софи Лорен собственной персоной. Знаменитая итальянская актриса дозаказала специальную защитную сетку в багажник — ведь обычными пассажирами роскошного трюма кастомной “эски” были многочисленные пудели Софи.
Но, увы, все хорошее имеет свойство заканчиваться. В конце 70-х невыгодный обменный курс дойчмарки к фунту, сделал коллаборацию между Штутгартом и Кентом, менее выгодной для англичан. Но по сути табурет из под ног приговоренного выбил дебютировавший в 1977-м Mercedes-Benz S123 — первый на 100% заводской универсал бренда. Парни из Crayford еще пытались дергаться, создав, опять же раньше чем об этом задумались в Германии, кабриолет на базе С123. Но и последний Crayford St. Tropez собрали в 1981-м. На этом все — конец истории.
Кабриолет С123 от Crayford получил имя Сан-Тропе. Это последний Mercedes-Benz от фирмы из Кента
Впрочем, и сегодня “конверсии” от Crayford вызывают нездоровый интерес у всех поклонников Mercedes-Benz, которые как и мы считаем, что универсал, при прочих равных, всегда привлекательнее седана.
Не универсалами едиными. В разные годы в каталоги Crayford входили и различные кузова с откидным верхом и даже бронированные автомобили
'Крейфордский' универсал на шасси W108/109 — редкая и почти неизвестная работа ателье
А вот и тот самый 'Кондор' — шутинг-брейк из SLC450, представленный на автошоу в Бирмингеме в 1980-м.
Машину, построенную в единственном экземпляре, приобрел известный кардиохирург из Испании. Впоследствии добрый доктор дважды попадал на 'Кондоре' в серьезные аварии, но каждый раз все обходилось и для машины, и для человека. Кстати, 'Кондор' жив и по сей день — машина находится в частной коллекции
Комментарии (0)