Все про автомобили для мужчин

11 лет назад обанкротилась компания Saab: «дата запечатлена в памяти кровью»

19 декабря 2011 года компания Saab Automobile AB официально подала заявление о банкротстве. Кончина автопроизводителя, чья история насчитывала на тот момент более шести десятков лет, огорчила многих людей. И не только в Швеции.

Автор: Виктор Субботин

Фото: Saab

Голландский производитель спортивных автомобилей Spyker, возглавляемый харизматичным Виктором Мюллером, приобрел компанию Saab в начале 2010 года после длительного периода неопределенности. Покупка дала надежду многим энтузиастам и сотрудникам компании, которые надеялись на выживание бренда.

Действительно, многие возлагали большие надежды на голландца, который появился как глоток свежего воздуха и вселил огромную уверенность в том, что сможет спасти бизнес. Изначально казалось, что компания движется в правильном направлении, и Saab выпустила, среди прочего, новое поколение 9-5, внедорожник 9-4X и 9-3 Griffin.

Разрушительный опыт

Однако на волне финансового кризиса и турбулентности, которые характеризовали бренд в последние годы, стало трудно доводить продажи до уровня, который был установлен в качестве основной цели.

В конце концов, финансовая ситуация стала слишком сложной, и другого выхода, кроме как обанкротить Saab, уже не было. «Это был разрушительный опыт. Дата запечатлена в памяти кровью», - заявил как-то Виктор Мюллер в интервью одному из европейских изданий.

В 2015-м, как все мы помним, были выдвинуты обвинения в подделке документов против двух бывших членов правления Saab Automobile обанкротившегося автопроизводителя. Бывший исполнительный директор Ян-Аке Йонссон и главный юрист Кристина Гирс обвинялись в подделке документов с целью оправдания выплат на сумму 3,6 млн долларов за несколько месяцев до банкротства автопроизводителя в 2011-м, но были оправданы после длительного судебного процесса, который завершился в 2018-м.

Фото: Saab

Дух марки не убить

Несмотря на то, что дата 19 декабря является мрачной годовщиной для большинства поклонников Saab, дух компании живет сегодня сильнее, чем когда-либо. Как пишет шведская пресса, это стало очевидным во время фестиваля Saab минувшим летом, который оказался сверхпосещаемым и собрал тысячи участников со всего мира.

Как производитель автомобилей, Saab, безусловно, мертв, но сохранились его некоторые формы, скажем так, в нюансах. И вот примеры. Несколько инженеров, работавших в Saab, нашли новую работу в компаниях Volvo Cars и Geely. При желании можно увидеть некоторое сходство между Polestar 2 и Saab 9-5 последнего поколения.

Структура Saab по производству запасных частей - Saab Automobile Parts AB - была переименована в Orio AB, но долго и счастливо с таким названием ей, как оказалось, быть не суждено. В июне текущего года ее поглотила Hedin Group, владеющая сетью автомобильных салонов в Европе.

Новая компания ляжет в основу предприятия под названием Hedin Parts and Logistics AB, и оно должно сделать Hedin одним из ведущих дистрибьюторов запасных частей и аксессуаров.

Поддержанию памяти Saab служит и музей компании. После решения вопроса о банкротстве он находился в подвешенном состоянии, однако был спасен консорциумом, состоящим из мэрии города Тролльхеттан, оборонной группы Saab AB и Мемориального фонда Маркуса и Амалии Валленбергов. Сегодня в старых помещениях научно-технического центра бывшего завода Nohab, где расположен музей Saab, можно полюбоваться самой обширной коллекцией автомобилей марки. Люди, там побывавшие, что называется, искренне рекомендуют.

Фото: Saab

А если бы тогда хватило сил и денег?

19 декабря навсегда останется печальным воспоминанием и переломным моментом для автомобильной промышленности Швеции. Самое печальное в том злопамятном банкротстве - это размышлять и фантазировать, во что мог бы превратиться бренд, если бы у него было чуть больше капитала или более сильный владелец?

На тот момент речь шла о новом поколении 9-3, базирующемся на инновационной платформе Phoenix, и запуске хэтчбек-версии нового 9-5. Могли ли эти модели обеспечить финансовую основу, необходимую для расширения модельного ряда и увеличения показателей продаж? Да кто ж его знает…

Пять фактов о марке Saab

**** Самое большое количество автомобилей, произведенных за календарный год, было зафиксировано в 2006 году – 135 365 ед. Меньше всего – 1 автомобиль – в 1946 и 1948 годах.

**** Saab 900 стал одним из самых успешных автомобилей в модельном ряду Saab – таких машин было продано больше, чем любой другой модели марки.

Фото: Saab

**** Saab производила автомобили не только на родине. Сборка «Саабов» была налажена на заводе Valmet Automotive в Уусикаупунки (Финляндия) - с 1969 по 2003 годы. Это было СП, созданное в 1968 году совместно с Valmet. После 2003 года производство кабриолета 9-3 переехало в Грац, Австрия. В разные годы машины Saab производились в Германии, Мексике и США.

**** Значительная часть продаж автомобилей Saab приходилась на Великобританию, Швецию и Соединенные Штаты Америки. В Туманном Альбионе марка Saab рассматривалась как надежный и стильный выбор. На родине автомобили Saab ассоциировались с символом шведского машиностроения. В США Saab стал популярным выбором тех, кто искал роскоши и изысканности.

**** В 1980-х годах Saab 900 Turbo был выбран в качестве транспортного средства для культового британского шпиона Джеймса Бонда. Автомобиль был настолько любим агентом 007, что в романах Джона Гарднера получил прозвище «Серебряный зверь».


Источник: https://110km.ru/art/11-let-nazad-obankrotilas-kompaniya-saab-data-zapechatlena-v-pamyati-krovyu-141272.html
Опубликовал:
Теги: автотема авто новости автомобильный журнал saab история бренда saab

Комментарии (3)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Денис
"Кончина автопроизводителя, чья история насчитывала на тот момент более шести десятков лет, огорчила многих людей. И не только в Швеции" - безусловно, Saab жаль, но, например, история автозавода "ЗиЛ" насчитывала почти век. И его кончина - не меньшее огорчение. Про "АЗЛК"... ну, тут отдельная история.
Viktor Piskov
Сааб разве не Дженерал Моторс принадлежал? Насколько помню они выбирали либо СААБ закрыть, либо Опель в Германии.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
«Написанные кровью» законы не уберегли шахтеров «Листвяжной»
«Написанные кровью» законы не уберегли шахтеров «Листвяжной»
105
Ваши новости 10:01 28 ноя 2021
Памяти Зои Космодемьянской
Памяти Зои Космодемьянской
38
Ваши новости 08:24 29 ноя 2021
Назад в будущее 4
Назад в будущее 4
10
Авто-Тема 04:15 11 фев 2021
Дата, когда судьба России висела на волоске
Дата, когда судьба России висела на волоске
33
Ваши новости 08:50 01 сен 2021
В заброшенном автосалоне Saab нашли уцелевший флагманский седан 9–5
В заброшенном автосалоне Saab нашли уцелевший флагманский седан 9–5
0
Авто-Тема 21:16 23 авг 2021
21 редкая фотография, где запечатлена история
21 редкая фотография, где запечатлена история
0
Мужской журнал 04:00 11 окт 2019
Как наши предки жили в СССР полвека назад (Фото)
Как наши предки жили в СССР полвека назад (Фото)
15
Мужской журнал 04:02 14 апр 2018
Saab 96 с двухтактным мотором
Saab 96 с двухтактным мотором
0
Авто-Тема 16:40 18 окт 2021
Сколько стоили телефоны в России 15 лет назад
Сколько стоили телефоны в России 15 лет назад
2
Ваши новости 10:25 21 авг 2021
Ростовская трагедия. YouTube против исторической памяти
Ростовская трагедия. YouTube против исторической памяти
68
Ваши новости 14:00 17 фев 2022
Юлия, вы бы хоть пару десятков лет подождали, прежде чем так врать. У людей ведь всё ещё очень свежо в памяти.
Юлия, вы бы хоть пару десятков лет подождали, прежде чем так врать. У людей ведь всё ещё очень свежо в памяти.
2
Ваши новости 08:01 15 янв 2020
Saab 96: День рождения шведской автолегенды
Saab 96: День рождения шведской автолегенды
0
Авто-Тема 06:15 20 фев 2022

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства