19 декабря 2011 года компания Saab Automobile AB официально подала заявление о банкротстве. Кончина автопроизводителя, чья история насчитывала на тот момент более шести десятков лет, огорчила многих людей. И не только в Швеции.
Автор: Виктор Субботин
Фото: Saab
Голландский производитель спортивных автомобилей Spyker, возглавляемый харизматичным Виктором Мюллером, приобрел компанию Saab в начале 2010 года после длительного периода неопределенности. Покупка дала надежду многим энтузиастам и сотрудникам компании, которые надеялись на выживание бренда.
Действительно, многие возлагали большие надежды на голландца, который появился как глоток свежего воздуха и вселил огромную уверенность в том, что сможет спасти бизнес. Изначально казалось, что компания движется в правильном направлении, и Saab выпустила, среди прочего, новое поколение 9-5, внедорожник 9-4X и 9-3 Griffin.
Разрушительный опыт
Однако на волне финансового кризиса и турбулентности, которые характеризовали бренд в последние годы, стало трудно доводить продажи до уровня, который был установлен в качестве основной цели.
В конце концов, финансовая ситуация стала слишком сложной, и другого выхода, кроме как обанкротить Saab, уже не было. «Это был разрушительный опыт. Дата запечатлена в памяти кровью», - заявил как-то Виктор Мюллер в интервью одному из европейских изданий.
В 2015-м, как все мы помним, были выдвинуты обвинения в подделке документов против двух бывших членов правления Saab Automobile обанкротившегося автопроизводителя. Бывший исполнительный директор Ян-Аке Йонссон и главный юрист Кристина Гирс обвинялись в подделке документов с целью оправдания выплат на сумму 3,6 млн долларов за несколько месяцев до банкротства автопроизводителя в 2011-м, но были оправданы после длительного судебного процесса, который завершился в 2018-м.
Фото: Saab
Дух марки не убить
Несмотря на то, что дата 19 декабря является мрачной годовщиной для большинства поклонников Saab, дух компании живет сегодня сильнее, чем когда-либо. Как пишет шведская пресса, это стало очевидным во время фестиваля Saab минувшим летом, который оказался сверхпосещаемым и собрал тысячи участников со всего мира.
Как производитель автомобилей, Saab, безусловно, мертв, но сохранились его некоторые формы, скажем так, в нюансах. И вот примеры. Несколько инженеров, работавших в Saab, нашли новую работу в компаниях Volvo Cars и Geely. При желании можно увидеть некоторое сходство между Polestar 2 и Saab 9-5 последнего поколения.
Структура Saab по производству запасных частей - Saab Automobile Parts AB - была переименована в Orio AB, но долго и счастливо с таким названием ей, как оказалось, быть не суждено. В июне текущего года ее поглотила Hedin Group, владеющая сетью автомобильных салонов в Европе.
Новая компания ляжет в основу предприятия под названием Hedin Parts and Logistics AB, и оно должно сделать Hedin одним из ведущих дистрибьюторов запасных частей и аксессуаров.
Поддержанию памяти Saab служит и музей компании. После решения вопроса о банкротстве он находился в подвешенном состоянии, однако был спасен консорциумом, состоящим из мэрии города Тролльхеттан, оборонной группы Saab AB и Мемориального фонда Маркуса и Амалии Валленбергов. Сегодня в старых помещениях научно-технического центра бывшего завода Nohab, где расположен музей Saab, можно полюбоваться самой обширной коллекцией автомобилей марки. Люди, там побывавшие, что называется, искренне рекомендуют.
Фото: Saab
А если бы тогда хватило сил и денег?
19 декабря навсегда останется печальным воспоминанием и переломным моментом для автомобильной промышленности Швеции. Самое печальное в том злопамятном банкротстве - это размышлять и фантазировать, во что мог бы превратиться бренд, если бы у него было чуть больше капитала или более сильный владелец?
На тот момент речь шла о новом поколении 9-3, базирующемся на инновационной платформе Phoenix, и запуске хэтчбек-версии нового 9-5. Могли ли эти модели обеспечить финансовую основу, необходимую для расширения модельного ряда и увеличения показателей продаж? Да кто ж его знает…
Пять фактов о марке Saab
**** Самое большое количество автомобилей, произведенных за календарный год, было зафиксировано в 2006 году – 135 365 ед. Меньше всего – 1 автомобиль – в 1946 и 1948 годах.
**** Saab 900 стал одним из самых успешных автомобилей в модельном ряду Saab – таких машин было продано больше, чем любой другой модели марки.
Фото: Saab
**** Saab производила автомобили не только на родине. Сборка «Саабов» была налажена на заводе Valmet Automotive в Уусикаупунки (Финляндия) - с 1969 по 2003 годы. Это было СП, созданное в 1968 году совместно с Valmet. После 2003 года производство кабриолета 9-3 переехало в Грац, Австрия. В разные годы машины Saab производились в Германии, Мексике и США.
**** Значительная часть продаж автомобилей Saab приходилась на Великобританию, Швецию и Соединенные Штаты Америки. В Туманном Альбионе марка Saab рассматривалась как надежный и стильный выбор. На родине автомобили Saab ассоциировались с символом шведского машиностроения. В США Saab стал популярным выбором тех, кто искал роскоши и изысканности.
**** В 1980-х годах Saab 900 Turbo был выбран в качестве транспортного средства для культового британского шпиона Джеймса Бонда. Автомобиль был настолько любим агентом 007, что в романах Джона Гарднера получил прозвище «Серебряный зверь».
Комментарии (3)