В конце 1950-х годов на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) был разработан гусеничный тяжелый транспортер-тягач ГТ-Т, производство которого было передано на построенный в 1961 году Рубцовский машиностроительный завод (РМЗ).
Семипалатинский машиностроительный завод (СМЗ) был основан в 1969 году как филиал РМЗ.
Начав с производства одного из многочисленных элементов гусеничного транспортера ГТ-Т - опорного катка, завод последовательно осваивал производство ходовой части, подвески, зубчатых зацеплений, технологию химико-термической обработки металлов, бортовых редукторов, трансмиссий и других узлов.
Торжественный выпуск первого вездехода ГТ-Т в Семипалатинске
В 1978 году проведены испытания первой машины ГТ-Т, собранной на заводе в Семипалатинске. Через три года Семипалатинский филиал РМЗ приступил к серийному производству гусеничных транспортеров-тягачей и запасных частей к нему.
При этом завод имел полный цикл машиностроительного производства, кроме литейного. Ежегодный выпуск транспортеров ГТ-Т составлял 700 машин. Кроме того, СМЗ выпускал запасные части - до 30 % от объема производства основного изделия.
Знаменитый вездеход стал незаменимым помощником для предприятий народного хозяйства и Вооруженных Сил СССР, особенно в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Вездеход ГТ-Т
Гусеничный тяжелый транспортер-тягач ГТ-Т представлял собой быстроходную плавающую машину высокой проходимости с несущим кузовом и передними ведущими колесами.
Транспортер предназначен для перевозки людей и грузов по бездорожью в условиях заснеженной целины и лесисто-болотистой местности в районах Крайнего Севера.
При этом он может буксировать прицеп весом до 4 тонн. Собственная грузоподъемность ГТ-Т составляет 2 тонны (или 23 человека), экипаж состоит из двух человек. Максимальная скорость движения по суше - 55 км/ч.
Вездеход ГТ-Т на службе в Советской Армии
В 2000-е годы гусеничный транспортер модернизировали: вместо двигателя В-6 мощностью 200 л. с. стали устанавливать более мощный двигатель ЯМЗ-238 (240 л. с.) производства Ярославского моторного завода. Машина стала называться ГТ-ТБ.
Моторный отсек, при этом, перенесли в среднюю часть машины, что позволило равномерно распределить центр тяжести. Кроме того, были разработаны опорные катки с износостойким полиуретановым покрытием.
В 2007 году начался выпуск нового транспортера-тягача ГТ-ТБУ с увеличенной длиной грузовой площадки и семью опорными катками.
Вездеход ГТ-ТБУ
В настоящее время Семипалатинский машиностроительный завод является единственным производителем гусеничных транспортеров-тягачей ГТ-Т и его модификаций в Казахстане и СНГ.
Плавающий вездеход выпускается в двух базовых моделях ГТ-ТБ (с шестью катками) и ГТ-ТБУ (семь катков) с установкой различных типов кузова: с тентом, цельнометаллический и КУНГ (кузов универсальный).
Вездеход ГТ-ТБУ с кунгом
Вездеход ГТ-Т предназначен для перевозки грузов и людей, а также является универсальной базой для создания различных технологических машин с размещением грузоподъемного, погрузочно-разгрузочного, бурового и другого технологического оборудования.
При этом следует отметить, что если с 1969 г. по 1998 г. гусеничные транспортеры ГТ-Т использовались на 90% как транспортное средство, то с 2007 года в 70% от общего количества заказов ГТ-Т выпускается как база для создания технологических машин путем установки различного навесного оборудования.
Вездеход ГТ-ТБ с краном-манипулятором
На базовом шасси ГТ-Т возможно создание различных специальных модификаций: буровая установка, техническая вышка-подъемник для ремонта и обслуживания высоковольтных линий электропередач, седельный тягач для перевозки длинномерных грузов и труб, передвижная сварочная установка, кран-манипулятор, установка для пожаротушения.
Буровая установка на базе вездехода ГТ-ТБ
Комментарии (6)