Хотя принцип действия турбонаддува знаком человечеству уже сотни лет, его активное использование в автомобильной сфере началось относительно недавно. Тем не менее, за этот короткий период мир пополнился плеядой великолепных и очень мощных машин – а мы среди всего этого многообразия вывели шорт-лист из 10 автомобилей, которые по праву можно считать легендарными представителями мира «турбо».
Nissan Skyline GT-R
Nissan Skyline еще при жизни стал настоящей иконой японского автопрома – ему не было равных на гоночных трассах Японии и Австралии, благодаря чему модель заслужила прозвище «Годзилла». На руку спортивному автомобилю играла не только интеллектуальная система полного привода ATTESA, но и рядный шестицилиндровый двигатель с двойным наддувом.
RB26 DETT по сей день остается излюбленным вариантом для «свапа» во всем мире – благодаря заводскому запасу прочности, двигатель легко переносит поднятие мощности с паспортных 280 до 600 лошадиных сил, чем активно пользуются спортсмены, выступающие в дрэге и дрифте. Осознавая ценность мотора, Nissan создал немало этих «шестерок» прозапас, которые сейчас хранятся на складах Nismo. Ну а Skyline GT-R, благодаря своему статусу, из года в год прибавляет в цене – особенно дорожают не затронутые тюнингом экземпляры.
GMC Syclone
Когда в 1991 году GMC Syclone вышел на улицы, он в кратчайшие сроки заставил говорить о себе весь мир. Где это видано, чтобы обычный пикап в дрэг-рейсинге опережал спорткары Porsche 911 Carrera, Ferrari 348 и Honda NSX? Секрет невиданной скорости «Циклона» был предельно прост: полный привод, эффективная автоматическая коробка передач и, конечно же, двигатель с турбонаддувом.
4,3-литровая «шестерка» с турбиной Mitsubishi и интеркулером Garrett развивала 280 лошадиных сил и 475 Ньютон-метров момента, благодаря чему разгон с места до 97 километров в час у Syclone занимал всего 4,6 секунды. Время на дистанции в четверть мили – 13,4 секунды. Позднее на базе пикапа дебютировал внедорожник Typhoon, который вполне можно считать первым спортивным SUV в истории, но заварил всю эту кашу именно Syclone.
Audi Quattro
Главной особенностью Audi Quattro, разумеется, была одноименная система полного привода, однако не стоит умалять заслуг и двигателя спортивного купе. Ведь его пятицилиндровый мотор с турбонаддувом оказался настолько удачным и производительным, что спустя годы компания Audi решила вернуться к этой схеме – и не прогадала: сейчас многие автомобильные журналисты придерживаются мнения, что пятицилиндровое «сердце», которое устанавливается на Audi TT RS, является лучшим в нынешнем модельном ряду компании.
В зависимости от того, где эта рядная «пятерка» использовалась («на гражданке» или в ралли), ее мощность составляла от 200 до 600 лошадиных сил. Причем в раллийном исполнении двигатель имел очень характерный звук с «чиханием» перепускного клапана на сбросе газа – поэтому опознать Quattro можно было даже с закрытыми глазами. Машина не только завоевала множество побед в классическом ралли, но и достаточно долго удерживала рекорд подъема на Пайкс-Пик: Вальтер Рерль преодолел 156 поворотов за 10 минут и 47 секунд, причем на тот момент трасса еще не была полностью закатана в асфальт.
BMW 2002 Turbo
Хотя попытки выпустить на рынок автомобиль с турбонаддувом еще в 60-е годы предпринимались в США, реализовать идею сполна удалось лишь в 1973 году, причем не в Америке, а в Германии. Пионером турбодвижения стала зажигательная BMW 2002 Turbo, чья рядная «четверка» была дополнена механическим впрыском Kugelfischer и турбонаддувом ККК.
С двухлитрового мотора М10 удалось выжать 170 лошадиных сил и 240 Нм, поэтому для своего времени динамика 2002 Turbo была более чем незаурядной: разгон до 100 километров в час занимал чуть более 7 секунд, а максимальная скорость доходила до 210 километров в час. К сожалению, появление модели совпало с началом топливного кризиса, поэтому продажи протекали вяло – своих клиентов нашли лишь 1672 купе.
Ferrari F40
Комментарии излишни: F40 по сей день считается одной из самых выдающихся, самых желанных машин компании Ferrari – и это притом, что у нее не было высокооборотистого V12 или роскошного кожаного салона. Она создавалась для того, чтобы быть самой быстрой, самой ультимативной и самой устрашающей – и с этими задачами более чем удачно справилась.
2,9-литровый V8 модели F40, оснащенный парой турбонагнетателей IHI, выдавал 478 лошадиных сил, которые превращали Ferrari в один из быстрейших автомобилей своего времени (максимальная скорость доходила до 324 километров в час). Хотя их построили не так уж мало (1311 штук), стоимость F40 в наши дни зачастую превышает отметку в миллион евро, так как желающих ее заполучить все равно гораздо и гораздо больше.
Saab 99 Turbo
Он не мог не попасть в наш список: Saab 99 Turbo стал первым в своем роде автомобилем, который доказал, что турбонаддув может быть установлен и на бюджетный, массовый автомобиль, а не только на спорткары с ограниченным тиражом. Премьера модели 99 Turbo состоялась в 1978 году и с тех пор турбонаддув был неразрывно связан с именем Saab, вплоть до самой смерти компании.
С двухлитровой «четверки», оснащенной турбиной Garrett, Saab удалось снять 145 лошадиных сил – казалось бы, не так много, однако это больше, чем у самой мощной BMW 3 серии того времени. Уже к концу 1979 года Saab произвел более 10 тысяч автомобилей, оснащенных системой наддува – автомобильный мир перестал быть прежним.
Bugatti Veyron
Величайший гиперкар XXI века не просто оснащен турбокомпрессорами – у него их аж четыре штуки. Иными способами выжать из 8-литрового W16 1001 силу (и даже больше – в версии Super Sport или на наследнике Chiron) было бы просто невозможно. Кстати, любопытный факт – чтобы разогнаться до 320 километров в час, Bugatti Veyron хватило бы 400 с небольшим лошадиных сил…
…Но поскольку с ростом скорости в прогрессии растет и сопротивление воздуха, Bugatti нужна мощность гораздо большая мощь, чтобы достигать 400 и более километров в час. Производство модели длилось с 2005 по 2015 год, за это время было выпущено 450 «Вейронов», из них 300 экземпляров – купе, 150 – родстеры.
Porsche 956
Porsche 956 не снискал большого гоночного успеха, будучи, во многом, автомобилем экспериментальным (например, впервые свою коробку передач с двумя сцеплениями Porsche испытали именно на нем – еще в 1982 году). Тем не менее, 956 заложил основу для одной из успешнейших гоночных моделей Porsche в истории – 962. А также установил рекорд «Северной Петли» Нюрбургринга, который не побит до сих пор.
Во время квалификационных заездов перед гонкой «1000 километров Нюрбургринга» Штефан Беллоф проехал знаменитую трассу за 6 минут и 11 секунд, причем проехал ее по «длинной» конфигурации, которая почти на 4 километра длиннее той, что используется сейчас. В этом ему помогали продуманная аэродинамика 956 с граунд-эффектом, а также мощный оппозитный двигатель с турбонаддувом, который развивал 635 лошадиных сил.
McLaren MP4/4
В мире Формулы 1 существуют по меньшей мере три по-настоящему великих автомобиля с турбонаддувом: это Renault RS10 (первый автомобиль с турбонаддувом в истории чемпионата, который выиграл в Гран-При), Brabham BT52 (болид с двигателем на базе блока серийного мотора BMW M10, который принес Нельсону Пике чемпионство) и McLaren MP4/4, превративший чемпионат 1988 года в достаточно однообразное зрелище: на счету McLaren было 15 побед в 16 гонках сезона.
Турбомотор Honda V6 объемом всего 1,5-литра развивал 900 лошадиных сил и крутился до 12 500 оборотов в минуту, и делал McLaren MP4/4 подавляюще быстрым на всех трассах. На Гран-при Монако Сенна выиграл квалификацию с 1,5-секундным преимуществом над Простом, который, в свою очередь, опередил всех остальных еще на секунду. А уже в следующем году на смену турбомоторам в Формуле-1 пришли атмосферные двигатели.
Комментарии (0)