Мы точно знаем, что больше таких экземпляров, как тот, что стоит в гараже у минчанина Михаила, в мире нет. Это не эксклюзивная заводская модель, не единственный выживший образец из лимитированной серии. Это самоделка — мотоцикл Jawa 250 переделали под двухместный автомобиль: соорудили крышу и кузов в целом, установили комфортные сиденья, оптику и приборы. Но факт самодеятельности не перечеркивает историческую ценность находки.
Второго такого нет
Мы встретились в том самом гараже вчетвером: журналист, Михаил, его мама Инесса и коллекционер ретромототехники Виталий. Известно, что создателем машинки был Александр Длотовский, первый президент Белорусского союза дизайнеров. Когда-то она принадлежала минчанину Марату Гринкевичу. «Марат — муж моей тети — приобрел поделку у своего друга, который участвовал в выставке на ВДНХ, проходившей в 1950-х в Москве, — берет слово Инесса. — Говорил, на той выставке модель была удостоена призового места. Марату так понравился автомобильчик, что он решил его купить. Ездил в основном по белорусской столице. Часто вспоминал, что машинка всегда привлекала внимание окружающих. Хотя бы потому, что она единственная в своем роде. Других точно таких же вариантов просто не существует. В автомобильчике всего два места — детей у пары не было. Марат с женой в молодости часто путешествовали по СССР — на юг, в Крым, с палатками. Да и в зрелом возрасте тоже катались по Союзу, пока годы не взяли свое. Возрастному человеку сложно забраться внутрь — чтобы попасть в кабину, нужно высоко поднять ногу».
Несмотря на нечастое использование, Марат продолжал проходить линию техосмотра, поддерживая машинку в исправном состоянии и не забрасывая ее. Наклейка на лобовом стекле говорит, что последний раз автомобильчик проверяли в 2002 году. «Дядя не просто ухаживал за машинкой, он переживал за нее. Например, у них дома я не раз видела аккумуляторы, — вспоминает Инесса. — Только Марат мог ее запустить. Так часто повторяла тетя Лида».
Действительно, заводку двигателя этой Jawa можно назвать довольно загадочной. Запустить мотор мы не пытались, но судя по многим признакам незнакомцу это будет сделать нелегко. Чего стоит только тот факт, что лапка кик-стартера перевернута. Обычно она смотрит вперед, по направлению движения, тут же наоборот. Возможно, таким образом включали задний ход — двигатель запускался в обратную сторону. Но истину еще предстоит выяснить.
Новая жизнь
Семьи Гринкевичей уже нет. Уникальный автомобильчик остался в память о людях, переживших как рассвет СССР, так и его закат. Родственники Марата уверены: он считал Jawa ценностью, исторической реликвией и хотел бы, чтобы модель попала в хорошие руки, но не знал, кому ее передать. Сын Инессы Михаил — автомеханик по образованию, — обнаружив уникальную машинку в гараже, решил, что она не должна пылиться, ее судьба — кататься. В итоге попытался взяться за восстановление.
«Но даже поверхностного осмотра и изучения оказалось достаточно, чтобы понять — самостоятельно, без специфических знаний в ней не разобраться, — говорит молодой человек. — Проблема не только во времени, деньгах и старых технологиях (книги по устройству этих Jawa я без труда нашел и изучил). Главная сложность — переделки и доработки, из которых практически полностью создана эта машинка. Чего стоит одна лишь система электропитания: 250-е мотоциклы поставлялись с завода 6-вольтовыми, а тут (очевидно, для комфорта) — 12 вольт. Среди документов я нашел схему электроцепи, разобраться в которой отнюдь не просто».
Собственно, именно поэтому на встречу приехал коллекционер ретромототехники Виталий. Автомобильчик, сделанный из мотоцикла Jawa, пополнит коллекцию экспонатов фестиваля «Кола часу». Профессионалы займутся его восстановлением, реанимацией всех систем. Обещают: мотоколяска будет ездить. И, что немаловажно, по Беларуси. Пока же машинка остается в гараже: мотор не запускали долгое время, колеса заблокированы. Как к ним подобраться — тоже непростой вопрос. Самоделка подразумевает уникальное строение.
Экскурсия в 1950-е
«После войны в СССР не хватало всего, в частности транспорта, — Виталий выступил в качестве экскурсовода. — Но вера в прогресс не исчезла. У советских граждан с техническим складом ума она воплощалась в моделирование. Желание развиваться в окружении дефицита подтолкнуло к новому для страны увлечению (и необходимости) — созданию самодельных транспортных средств. Сложно определить, как на самом деле к этому хобби отнеслись власти — большинство источников информации тех времен пропитаны пропагандой. В конце 1980-х в свет вышла „Книга самодеятельного конструктора автомобилей“ (авторы — Геслер и Яуре). В ней вкратце описана история самоделок. Поначалу „самодеятельные конструкторы“ встретились с критикой. Сверху спускали письма с фразами вроде „самодельные транспортные средства не смогут отвечать современным техническим и эстетическим требованиям, будут менее надежными, вид их будет диссонансом на фоне серийно выпускаемых автомобилей“. В конце 1950-х отношение к самоделкам изменилось. В книге говорится о безостановочном техническом творчестве, однако, очевидно, сказывалась и экономическая ситуация — порой на машину с завода приходилось копить полжизни, 10—15 лет стоять в очереди».
«Любители-автоконструкторы продолжали работу, — приведем несколько цитат из работы Геслера и Яуре. — В некоторых случаях по отдельным элементам их модели опережали развитие конструкции серийно выпускаемых моделей. Их все чаще замечали журналисты, старались писать о необычных машинах. Автомоделирование вошло в моду. Конструкторам пошли навстречу — результаты творчества разрешили узаконить. Журнал „Техника — молодежи“ совместно с ГАИ в 1957 году разработали технические условия на изготовление конструкций самодельных автомобилей. В 1965-м появились „Технические требования к микролитражным автомобилям и мотоколяскам, изготовленным в индивидуальном порядке“. Издания „Техника — молодежи“, „Юный техник“, „Моделист-конструктор“, „За рулем“ постоянно организовывали автопробеги самоделок, выставки».
Очевидно, на одно из таких (как бы сейчас сказали) шоу приехали два минчанина: создатель автомобильчика из Jawa Александр Длотовский и Марат Гринкевич, чтобы пожать руки.
Jawa в деталях
Кузов построен вокруг мотоцикла с коляской. Рама байка осталась, но вместо сиденья размещен вытянутый бензобак.
Поверх рамы и бензобака надстроен кузов с крышей и остеклением. Предусмотрена форточка. Материал крыши — не металл, а фанера.
Спереди установлены две фары — скорее всего, от Jawa 353 или 354. Оптика специально подобрана и расположена на кузове в соответствии с требованиями для автомобилей.
Присутствуют два дворника (в большинстве автомобилей было по одному), рядом — форсунка омывателя, которая била двумя струями.
Единственная дверь открывается вверх по принципу «крыла чайки».
В салоне только два сиденья. Справа от них — полка, в которой прячутся аккумуляторы.
Руль — мотоциклетного типа — вынесен в салон. При желании под ним можно разглядеть тягу.
На панели — все необходимые автомобилю приборы: от спидометра, амперметра и датчика уровня топлива до часов на заводке.
Есть замок зажигания, но стартера нет. За пуск двигателя отвечает кик-стартер. Скорее всего, водитель перед поездкой вначале открывал форточку, вставлял ключ, а потом ногой заводил аппарат.
Из опций, обеспечивающих комфорт, имеется пепельница, прикуриватель, обдув с вентилятором, кассетный проигрыватель, метровая радиоантенна.
Над загадками этого автомобильчика еще предстоит поломать голову коллекционерам. Главное, что раритет не отправился на металлолом и не покинул пределы Беларуси. <i>«Дядя Марат и тетя Лида очень гордились этой машинкой и хотели передать ее в хорошие руки, — говорит в конце нашей встречи Инесса. — Думаю, они были бы рады нашему решению — сделать автомобильчик частью истории, к которой смогут прикоснуться все желающие».</i>
Виталий пообещал, что восстановленная уникальная самоделка, способная к самостоятельному передвижению, предстанет перед публикой уже в июле — на фестивале «Кола часу».
Комментарии (1)