Вспоминая о мечте миллионов советских пацанов — мотоциклах фирмы Ява. . . однако мало кто в СССР знал, что кроме мотоциклов еще до войны фирмы выпускала и автомобили.
Слово Ява ничего общего с одноимённым островом не имеет общего. Дело в том, что оружейный инженер Франтишек Янечек, который открыл своё КБ еще в 1909 году (кстати ручные гранаты "Model 21", которые он изобрёл носили его имя, после первой мировой нуждался в расширении своего бизнеса.
В 1927м году решил заняться производством мотоциклов, он подписывает лицензионное соглашение с немецкой фирмой Вандерер о производстве их 500 кубового мотоцикла. Через два года он переименовывает своё предприятие в Jawa, сократив до двух букв свою фамилию и марки мотоциклов.
К 1933м году Янечек хочет выйти и на автомобильный рынок, однако на чехословацком рынке есть уже куча фирм, которые продают не дорогие автомобили. Янечек идёт по проторенной дороже, и покупает лицензию на производство автомобилей у немецкой фирмы DKW. Еще в 1931м году она начала производство переднеприводной машины Ф1, через год машина была модернизирована и получила индекс Ф2. Вот её и купил Янечек.
Автомобиль имел 700 кубовый, 2х цилиндровый 2х тактный двигатель, который выдавал 20 сил. Подвеска колёс была независимой, тормоза были механическими и задействовали все колёса. Кузов автомобиля строился на деревянном каркасе, который обшивался фанерой и дерматином.
Jawa 700 TudorJawa 700 Roadste
Автомобиль продавался с разными кузовами, как с закрытыми, так и с открытыми, и были в продаже до 1936 года, всего их выпустили 1242 штуки.
Уже в 1934 автомобили участвовали на 1000 мильных гонках, однако не проявили себя, т.к. сошли с трассы из-за поломок, но через год в тех же гонках фирма заняла первое командное место! Мотор автомобиля был расточен до 750 кубов, что позволило снять 27 сил, с ними автомобиль развивал максимальную скорость в 109км/ч (против 80 у базовой машины).
Jawa 700 Coupe Jaray который гонял на гонках 1000 миль
Jawa 700 Coupe Jaray
Яву 700 прекратили выпускать в 1936, однако на складе остались остатки машинокомплектов, и их можно было купить до 1938 года, к этому времени Янечек поручает своим инженерам разработать собственный автомобиль. Один из инженеров фирмы — Зденек Пилат, строит переднеприводный 2х цилиндровый автомобиль с поперечным расположением мотора, однако параллельно с ним работу вёл и другой инженер — Рудольф Выкоукал. Он строит автомобиль с более привычным продольным расположением агрегата, оба автомобиля успешно проходят испытания, но босс решает запустить в серию не революционный вариант.
В итоге в 1937м году начинается выпускаться автомобильчик с 2х цилиндровым, 2х тактным 616 кубовым мотором, который развивал 19.5л/с, однако не смотря на это он был аж на 15км/ч быстроходнее своего предшественника, и мог развивать 95км/ч.
Jawa 600 Minor Tudor
Jawa 600 Minor Roadster
Не смотря на то, что Ява 600 Минор микролитражный авто, он тоже участвует в гонках, в том числе в Монте Карло, где в 1939м году завоёвывает 8 место.
Эти автомобили выпускались до 1941 года, пока Германия не напала на СССР. Завод перешёл на производство вооружения. Однако на заводе не прекратили проектирование мотоциклов и нового поколения автомобиля, не смотря на запреты руководства, курировали заводы как мы помним офицеры СС.
В тайне от немцев был построен прототип Минор 2, который испытывали повесив на него значки от БМВ и выдавая за обычную машину.Jawa Minor II
Однако после освобождения страны завод возобновил производство довоенное модели, которую выпускали до 1947 года, к этому времени выпустили около 230 автомобилей, а общее число выпущенных Миноров составило 3950 единиц.
Еще в октябре 1945 года автомобиль Ява Минор 2 был представлен публике, а в 1946 показан на автошоу в Париже. Автомобиль имел тот же 615 кубовый мотор, передний привод, но подвеска, получила гидравлические амортизаторы и привод тормозов. Но в 1947 году завод национализировали и руководство страны решило начать выпуск автомобиля модели Минор 2 на заводах фирмы Аэро, о чём я вчера и писал. А Ява продолжила выпуск мотоциклов, о которых мечтали не только советские пацаны, но и "дружественных" стран типа Индии и Китая.
Кстати в середине 2000х годов Ява возобновила производство автомобильчиков по итальянской лицензии, на которые не требуется водительская В категория. Один из них например вот такой симпатичный
Jawa Roadstar 500
Этот авто имеет моторчик фирмы Ломбардини объёмом 500 кубов и развивает 20 сил, что позволяет рассекать ему по дорогам со скоростью в 120км/ч.
Комментарии (0)