В 1945 году на вооружение Красной армии начал поступать новый тяжелый танк ИС-3.
Уже с самого начала эксплуатации танков этого типа в войсках выявился целый ряд недостатков, ставших следствием ряда конструкторских просчетов и ошибок, допущенных при их проектировании.
АНАЛИЗ ДЕФЕКТОВ
Уже в 1946 году была создана комиссия по анализу дефектов ИС-3, к которым относились: выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др. В 1948-1952 годах все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков).
Работа по организации ремонта многочисленного парка танков ИС-3 оказалась сложной и кропотливой. Пришлось заново готовить документацию на разборку танков, обмер и осмотр основных узлов и деталей, снимаемых с машин, отбраковку вышедших из строя или негодных в результате конструкторских просчетов, а затем отрабатывать документацию на их восстановление или ремонт.
Одновременно нужно было разработать документацию и мероприятия, обеспечивающие устранение выявленных за годы эксплуатации недостатков, учесть замечания заказчика, обеспечив минимальную трудоемкость устранения конструкторских переделок.
ОТ ДОКУМЕНТАЦИИ К МОДЕРНИЗАЦИИ
Необходимая работа была выполнена. Ленинградские конструкторы увеличили жесткость отдельных элементов корпуса, усилили кронштейны крепления двигателя, изменили конструкцию крепления коробки передач. Это помогло устранить возникавшие расцентровки двигателя и элементов трансмиссии. Была усовершенствована конструкция главного фрикциона, усилен подбашенный лист, улучшено уплотнение бортовых передач, опорных катков и многое другое. В этой кропотливой работе были задействованы практически все отделы ОКБТ Кировского завода. Координировал все работы добросовестный и опытный инженер-конструктор В- А, Козловский. Благодаря его усидчивости и таланту к концу 1951 года удалось подготовить большой объем конструкторской документации и выпустить более 120 многостраничных инструкций по восстановлению основных узлов танка ИС-3. А практическое выполнение работ по ремонту и модернизации танков ИС-3 заняло танковое производство Кировского завода в течение 1952-1953 годов.
НОВЫЕ ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Помимо модернизации элементов корпуса и трансмиссии была произведена замена ручного маслоподкачивающего насоса на электрический, радиостанции 10-РК на 10-РТ и многое другое. В частности прибор МК-4, установленный во вращающемся колпаке крышки люка командира, был заменен на прибор наблюдения ТПК-1. Только после этого командир танка получил реальное преимущество перед остальными членами экипажа в наблюдении за местностью, определении дальности до цели, в целеуказании и корректировке артиллерийского огня. Дело в том, что прибор ТПК-1 имел пятикратное увеличение, а прибор МК-4 — никакого. Последнее обстоятельство не позволяло эффективно использовать преимущества системы командирского управления башней. Это, а также недостаточная надежность системы, привели к тому, что вопреки расхожему мнению она устанавливалась далеко не на всех танках ИС-3.
Тем не менее, несмотря на значительный объем переделок и высокую стоимость работ — программа УКН для одного танка стоила 260 тыс. рублей, — танки так и не были доведены до необходимого уровня требований эксплуатации.
ИС-3М- ПОСЛЕДНЯЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
В конце 1950-х годов танк подвергся дополнительной модернизации и стал именоваться ИС-3М. Целью модернизации было подтягивание его до уровня боевых машин того периода и максимально возможная унификация узлов и агрегатов с более современными танками.
При модернизации в конструкцию танка были внесены следующие изменения и дополнения:
увеличена жесткость корпуса путем введения планок в кормовой лист и раскосов в днище, в днище под КП вырезано отверстие и закрыто крышкой, приваренной внакладку, для увеличения зазора между КП и днищем;
пулемет ДШК заменен на модернизированный ДШКМ, а пулемет ДТ — на ДТМ;
уплотнен вращающийся колпак командирского люка;
установлен прибор ночного видения ТВН-2 механика-водителя;
вместо В-11-ИС-З установлен двигатель В-54К-ИС максимальной мощностью 520 л. с. при 2000 об/мин. Воздухоочистители типа «Мультициклон» заменены на ВТИ-2 с двумя степенями очистки и эжекционным удалением пыли из первой ступени. В системе смазки смонтирован новый масляный бак с теплообменником и пеногасителем. В систему охлаждения встроен подогреватель НИКС-1 с электроприводом на корме предусмотрено крепление двух 200-литровых бочек с топливом;
в систему электрооборудования введена двухпроводная цепь дежурного освещения. На корме смонтирована штепсельная розетка внешнего запуска. На части танков снята система командирского управления. Контрольно-измерительные приборы непосредственного действия заменены электрическими;
установлены радиостанции Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120.
Источник
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (2)