Облик войны минимум трижды менялся на протяжении XX столетия. Танки стали одной из тех вещей, что изменили представление о ведении современных сражений. Они прошли большой путь развития от неповоротливых «тракторов с пушками» до грозных средств прорыва вражеских позиций и огневой поддержки.
Первые танки, по сути, были тракторами, обвешанными броней и оружием. Никакого странного «тюнинга» на них не было, потому как опыт использования гусеничной бронетехники на момент Первой мировой войны отсутствовал у всех стран-участниц. Первые танки часто ломались, глохли, взяли в грязи. Например, в битве при Сомме из 49 танков еще до боя заглохло 17 машин, 9 отказалось ехать после сигнальной ракеты к наступлению, а еще пять застряли в грязи на пути к траншеям противника. Итого в столкновении принято участие только 18 танков.
Инструмент для танкиста
Инструмента много не бывает. /Фото: warspot.ru.
Еще в ходе Первой мировой войны командование и простые танкисты поняли, что у экипажа должны быть в распоряжении многочисленные инструменты – простые, но полезные. Так на броне появилась кувалда и лопата. Еще лучше, если лопат было в комплекте несколько. Все это «богатство» крепилось прямо на броню, так как таскать инструмент через люк – дело не благодарное.
Больше всего инструментов возили немцы. /Фото: dishmodels.ru.
Постепенно танки стали «обрастать» дополнительными ящиками для запасных частей и инструментов. Британцы перед Второй мировой ставили танки позади башни своих машин, за что танкисты в шутку прозвали подобные коробки «сундуками Ромеля» в честь генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля. Дальше всех в танковом деле как всегда пошли немцы, у них всевозможного инструмента и приспособлений для танка было больше всего. Не бронемашина, а магазин хозтоваров просто!
Голь на выдумку хитра
Траки на броне полезны. / Фото: tankist-31.livejournal.com.
Реклама
С развитием танков развивались и методы борьбы с ними. Уж больно грозным оружием оказался танк для первой половины XX столетия. Американцы и британцы, например, еще в ходе Второй мировой войны ужаснулись тому, с какой пугающей эффективностью немецкие танковые орудия преодолевают лобовую броню большинства их машин. Так, на «Шерманах» (и не только) на лобовой броне стали появляться укладки из мешков с песком. Нехитрая доработка добавляла шансы на выживание для экипажа.
Лучше, чем ничего. / Фото: ok.ru.
Запасные траки для гусениц также старались вешать в самые уязвимые места – на лоб танка, а также на башню. Пару сантиметров стали лучше, чем ничего, когда в танк ударит вражеский снаряд. Кстати, именно благодаря этому солдатскому «лайфхаку» инженеры потом придумают динамическую броню.
Придумали сетку во время Второй мировой войны. /Фото: twower.livejournal.com.
А вот противокумулятивные решетки придумали американцы, во время тихоокеанской кампании. Смертоносных немецких тигров в джунглях не водилось (там бывали разве что тигры с хвостами и ушами), зато было немало японских смертников с магнитными минами на шесте. Для того, чтобы хоть как-то от них защититься, солдаты приколачивались к танку деревянные доски.
Зачем же танку бревно
Вот зачем танку бревно. /Фото: warhead.su.
На самом деле с бревном все очень просто. Это тоже инструмент. Более того, нечто подобное хотя бы раз в своем опыте использовал каждый автомобилист, машина которого буксовала. Бревно используется на танке для самовыкапывания, если бронемашина завязнет в грязи. При помощи тросов оно фиксируется на гусенице и позволяет создать твердую поверхность при попытке выбраться. Быстро, просто и крайне действенно. Возят с собой бревно, впрочем, не только танки, но и любые другие гусеничные машины.
Выглядит это примерно вот так:
Комментарии (7)