По внешнему облику и конфигурации башен Т-29 напоминал танк Т-28: трехбашенный, с 76,2-мм пушкой в центральной башне и с пулеметами, установленными на шаровых опорах в двух малых башнях.
Отличие заключалось в ходовой части: танк Т-29 был колесно-гусеничным. Если у Т-28 шасси основывалось на 24 опорных катках малого диаметра (350-мм), то у Т-29 имелось лишь 8 сдвоенных опорных катков большого диаметра (840-мм).
При движении на колесах три задние пары катков становились ведущими, а передняя пара - управляемой. При создании этой машины предполагалось, что колесно-гусеничная ходовая часть позволит решить вопрос оперативной подвижности бронетанковых войск без использования железнодорожного транспорта или трейлеров. Однако в ходе испытания опытной серии машин выявились трудности, связанные в основном со сложностью конструкции колесно-гусеничного хода. Красная Армия нуждалась в первую очередь в простых машинах с более сильной броней, которые можно было бы производить в десятках тысяч экземпляров. По этой причине танк хотя и был принят на вооружение в 1936 году, но серийно не строился.
Несмотря на то что колесно-гусеничные средние боевые машины типа Т-29 оказались слишком дорогими, расставаться с ними все-таки не торопились. Так, в течение второй половины 1937 - 1938 г. разные конструкторы завода №185 то и дело возвращались к различным версиям. Отказаться от хорошо отработанного колесно-гусеничного хода для 20-тонной машины с такой привлекательной трех-башенной схемой вооружения оказалось непросто.
Согласно постановлению КО при СНК СССР № 14 от 25 мая 1937 г. "О производстве машин на Кировском заводе", последним в срок не позднее 1 августа должен был представить на утверждение образец Т-29, защищенного наклонными листами цементованной брони толщиной не менее 25-мм, с ликвидацией отмеченных недостатков. 4 июля 1937 г. на рассмотрение наркомов тяжелой и оборонной промышленности Межлаука и Рухимовича был представлен проект Т-29Ц ( Т-29-Ц, буква "Ц" обозначала, что корпус танка из цементованной брони), разработан танк был под руководством Н. Цейца.
Танк T-29 представлял собой 30-тонную машину, защищенную 30-мм броней. Ходовая часть состояла из пяти пар опорных катков большого диаметра, из которых три пары были ведущими на колесном ходу, и шести поддерживающих роликов. Вооружение было мощным: 76-мм пушка обр. 1936 г. (Л-10), два 12,7-мм пулемета ДК, пять 7,62-мм пулеметов ДТ, и размешалось в трех конических башнях, экипаж состоял из 6 человек. Проект был в целом одобрен, и в течение 1938 г. предполагалось изготовить и испытать опытный образец. Однако осенью 1937 г. работы по нему были неожиданно свернуты, так как. по воспоминаниям Л. Горлницкого, в это время был арестован Н. Цейц.
Компоновочная схема этих танков была аналогичной схеме Т-28.
Т-29-4 имел боевую массу 16 т, экипаж - пять человек. Противопульное бронирование корпуса было выполнено из катаных броневых листов толщиной 20-мм, башни - 15-мм.
Т-29-5 боевой массой 23,5 т имел более узкий и короткий броневой корпус, изготовленный из катаных броневых листов толщиной 30-мм и башни - 20-мм. Экипаж состоял из шести человек. Вооружение было одинаковым:
76,2-мм короткоствольная пушка КТ-27 обр.1932 г. и пять 7,62-мм пулеметов ДТ.
В главной башне пулеметы ДТ размещались в автономных шаровых установках: один - справа от пушки, второй (тыльный) - в кормовой нише.
Третий (зенитный) - пулемет, устанавливался на поворотном погоне входного люка главной башни.
Два пулемета ДТ устанавливались в малых пулеметных башнях с углами обстрела 220°-240° по горизонту.
В боекомплект танков входили 78 выстрелов к пушке и 6930 патронов к пулеметам ДТ для танка Т-29-5 и 74 выстрела и 7938 патронов - для танка Т-29-4.
Боекомплект пушки в обеих моделях размещался в карусельной укладке. Для посадки и выхода экипажа главная башня имела два люка: один в крыше башни, второй (прямоугольной формы) - в кормовом броневом листе.
В кормовой части корпуса танков устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Л мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью электростартера "Бош" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым воздухом. В системе зажигания использовались два магнето "Сцинтилла". Для облегчения пуска двигателя использовалось пусковое магнето "Бош". Емкость четырех топливных баков составляла 530 л. Запас хода танков по шоссе составлял: на гусеничном ходу 125-150 км, на колесном ходу - 200-250 км. В состав трансмиссия входили: трехдисковый главный фрикцион, четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами, два бортовых фрикциона с плавающими ленточными тормозами и два бортовых редуктора. В качестве механизма поворота при движении на колесном ходу использовался простой дифференциал с блокировкой.
Подвеска танков индивидуальная, пружинная. В ходовой части применялись восемь двухскатных опорных катков с наружной амортизации. Поддерживающие катки отсутствовали, а передняя и задняя пары опорных катков были управляемыми. При движении на колесном ходу все четыре пары опорных катков были ведущими. В качестве механизма поворота в этом случае применялся двойной дифференциал, который блокировался при прямолинейном движении для предотвращения увода танка. Переход с гусеничного хода на колесный занимал около 60 мин, и требовал выхода экипажа из машины. Ширина трака гусеницы составляла 380-мм.
Электрооборудование машин было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТА-6 или 6СТА-9 напряжением 12 В, емкостью 144 Ампч и 96 Ампч соответственно, а также динамо (генератор) "Сцинтилла" мощностью 1000 Вт, напряжением 12В.
Для внешней связи была установлена радиостанция 71-ТК-1 с ТПУ-3 и поручневой антенной, монтируемой на корпусе машины. На танке Т-29-5 устанавливалась штыревая антенна на крыше башни.
В 1934-1935 годах танки Т-29 прошли обширную программу различных испытаний, в том числе и сравнительных с танками Т-28. При этом отмечалось, что Т-29 "имеет хорошую поворотливость и маневренность, особенно в тяжелых условиях. Скорость Т-29 выше, чем у Т-28 серийного и равноценна с опытным Т-28А (скоростным). По мощности вооружения и броне, равноценен Т-28, но уступает в удобстве обслуживания, так как в главной башне находится два человека, башня должна быть обязательно переконструирована. Более сложен из-за колесного хода".
По результатам испытаний в 1936 году завод им.Кирова изготовил эталонный образец Т-29. Схема компоновки отличалась от классической двухъярусным расположением вооружения. Главная башня была выполнена по типу легкого танка Т-26-4 с увеличенным на 100-мм диаметром погона. Малые пулеметные башни были заимствованы у Т-28. Во вращающейся главной башне размещались 76,2-мм пушка ПС-3 и два 7,62-мм пулемета ДТ. Один из них крепился в автономной шаровой установке справа от пушки, другой - в кормовой нише башни. Кроме того, на крыше главной башни в турельной установке П-40 монтировался зенитный пулемет ДТ.
Для посадки и выхода экипажа главная башня имела два поворотных люка в крыше и один (прямоугольной формы) в кормовом броневом листе. В двух независимых малых башнях с ограниченными углами поворота находилось по одному 7,62-мм пулемету ДТ. Боекомплект составлял 67 артиллерийских выстрелов и 6930 патронов. Впервые на машине основная часть артиллерийских выстрелов была размещена в кольцевой укладке окружающей башню ниже уровня погона. Впоследствии на Т-29 в 1938 г. вместо пушки ПС-3 была установлена танковая пушка Л-10. Броневая защита - противопульная.
Толщина лобовой брони сварного корпуса составляла 30-мм, цилиндрических клепаных башен - 20-мм. В кормовой части корпуса размещался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Ф мощностью 500 л.с. (368 кВт) с двумя двойными карбюраторами "Зенит" КД-1. Пуск двигателя производился с помощью электростартера "Бош" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым воздухом. Емкость топливных баков составляла 600 л. Запас хода по шоссе на колесном ходу достигал 300 км, на гусеничном ходу - 200 км. Было изготовлено несколько машин, которые в боевых действиях участия не принимали.
***СерийныеТ-28 и БТ, опытный Т-29-5 и АИшный Т-29А в одном масштабе***
Комментарии (1)