Сегодня только ленивый автопроизводитель не имеет в модельной линейке внедорожников или кроссоверов. К сожалению, за волчьей внешностью часто скрываются овцы, которые иногда не имеют даже полного привода.
Однако, любителям честного полного привода рано отчаиваться. По всему миру катается еще не немало настоящих внедорожников, которые несут в себе гены «старой школы».
Я напросился в гости к ребятам из FJ Company в Майами, чтобы узнать секреты реставрации Toyota Land Cruiser, которые были выпущены 40-45 лет назад.
Побежденные, но не сломленные
Послевоенная Япония лежала в руинах, но фирма Toyota не оставляла попыток создать свой собственный внедорожник. В 1951 году на свет появилась Toyota BJ, которая даже попыталась выиграть тендер на поставку автомобилей для нужд американском армии, правда, безуспешно.
Toyota BJ
В последствии именно эта модель получила имя Land Cruiser, которое сегодня мы все хорошо знаем. В 1955 году вышла 20-серия с редкой по тем временам опцией – кондиционером. В 1956 года Land Cruiser стал первой официально экспортируемой моделью из Японии. Начав с Бразилии и Саудовской Аравии, модель начала быстро завоевывать популярность по всему свету. В 1957 году Toyota опять поучаствовала в тендере для армии США и опять безуспешно, но этот факт помог модели получить доступ на американский рынок.
Следующим поколением стала машина 40-ой серии, которая быстро завоевала популярность в США. В 1960 году внедорожник обзавелся дизельным двигателем, а чуть позже появились модели FJ43 и FJ45 с более длинными колесными базами и еще более вместительные FJ45V и FJ55V, а также версия с кузовом пикап.
Toyoa FJ45LV
Именно в те времена Тойота зарекомендовала себя, как производителя неубиваемых автомобилей. Двигатель F-типа объемом 3.9 литра имел легендарную надежность и мог без особых проблем «пробежать» до миллиона километров. Позднее Toyota модернизировала этот двигатель и появилась версия большего объема (4.2 л.) и мощности с индексом 2F.
Мотор 2F
Именно тип двигателя определяет букву F в названии модели, а J – означает «Jeep», которое на тот момент было не только товарным знаком, но и типом внедорожника. В Японии FJ40 выпускалась с 1960 по 1984 год, но модель оказалась настолько популярна, что её производство продолжалось в Бразилии под именем Bandeirante (в переводе «первопроходец») вплоть до 2001 года.
Родом из детства
История появления FJ Company уходит корнями в детство её основателей — братьев Калле. Они родились в Колумбии, где оригинальные FJ40 служили и служат до сих пор в качестве «рабочих лошадок» на все случаи жизни.
Их дедушка Нельсон за свою жизнь сменил всего два автомобиля и оба эти автомобиля были Toyota FJ40. Первый был выпущен в 1968 году, а второй в 1982. Братья накатали на заднем сиденье дедушкиных Тойот в общей сложности 30 тысяч часов, что не могло не отразиться на их мировоззрении.
Нельсон Калле. Один из братьев основателей
Когда дедушки не стало, братья вместе со своим двоюродным братом решили отреставрировать одну из машин до оригинального состояния. Результат так впечатлил одного из братьев, что тот решил выкупить машину и отвезти её к себе домой в Майами, а родственники продолжили начинание. Именно так появилась фирма по восстановлению классических японских внедорожников.
Сегодня FJ Company имеет штаб-квартиру и мастерскую в Майами (США), реставрационный цех в Боготе (Колумбия) и два представительства в американских городах Даллас и Аспен.
Напросились
В штаб-квартире компании в Майами меня встречал директор по продажам и закупкам Кейт Эннис. Он настоящий фанат полного привода, а в свободного от работы время является активным инструктором по вождению в американском клубе классических Porsche.
Кейт настоящий автомобильный энтузиаст. Однажды он познакомился с братьями Калле на одной из автомобильных выставок. Так родилась целая группа компаний, которая восстанавливает и продает классические спортивные автомобили и внедорожники.
FJ Company способна реставрировать до 120 внедорожников в год. На одну машину уходит около 5 месяцев. На вопрос, хватит ли доноров, Кейт пояснил, что компания не видит в этом проблемы. По всему миру колесит несколько десятков тысяч автомобилей, поэтому «сырья» для работы хватит еще на много лет.
Основное производство компании находится в Колумбии и причин тому несколько. Во-первых, как мы уже знаем, братья Калле родом из Колумбии. Во-вторых, в этой стране Toyota FJ40 очень распространена, а значит несложно найти механиков, которые хорошо знакомы с этой машиной. Сухой климат в центре страны помогает сохранять машины в хорошем состоянии долгие годы.
В таком состоянии автомобиль приходит в цех
Колумбия не единственная страна, откуда доставляются машины. Toyota Land Cruiser была очень распространена по всему миру, поэтому редкие версии можно найти и внутри США, в Японии и даже в Австралии.
Не все Тойоты в Колумбии в таком состоянии. Компания ищет хорошо сохранившиеся экземпляры.
До последнего винта
Реставрация начинается с поиска подходящего экземпляра, который должен отвечать определенным требованиям. Машина должна быть сделана в Японии, иметь минимальную коррозию, целую раму, оригинальный мотор и редуктор.
Вот это настоящая реставрация
Компания не только продает готовые автомобили, но и выполняет реставрацию под заказ. Заказчик может предоставить свою собственную машину.
Работа начинается с полной разборки автомобиля. Рама и все детали кузова зачищаются до голого металла. Все детали сортируются и отбраковываются.
Мотор, подвеска и трансмиссия полностью перебирается, включая передние и задние дифференциалы. Если деталь невозможно восстановить, но она заменяется заводской или аналогом от другого производителя. По умолчанию все подшипники, шестерёнки, прокладки и резинки меняются на новые.
Двигатель получает новый карбюратор (или инжектор), новый стартер, насосы (масло, вода, топливо), электронное зажигание и проводку. Каждая деталь двигателя подвергается косметической реставрации, в результате чего они выглядят, как новые.
Тормозная система модернизируется. Спереди появляются дисковые тормоза. По желанию клиента возможна установка подвеска от австралийской фирмы Old Man Emu.
Все хромированные детали и молдинги полностью восстанавливается до заводского состояния. Днище автомобиля покрывается антикоррозионным покрытием компании Rhino Liner для защиты от грязи и снега.
Ковры, дверные панели и мягкие детали крыши FJ Company производит самостоятельно. Цвет выбирается строго в соответствии цветовой гаммой производителя.
Автомобиль может быть, как полностью оригинальным, так и доработанным. Такие опции, как гидроусилитель, дисковые тормоза, кондиционер и стереосистема помогают адаптировать FJ для повседневной эксплуатации.
У каждого клиента есть фотоотчет о том, какой была машина и какой она стала
Каждому клиенту выдается именная книга, где отражены все этапы восстановления. Когда я взял в руки первую из них, я обратил внимание, что «донор» 1973 года выпуска был в весьма приличном состоянии еще до реставрации, но на сам процесс это никак не влияет.
FJ Company гордится тем, что за 5 лет фирма ни разу не нарушила сроки поставки, а цена определяется раз и навсегда в момент подписания контракта.
У фирмы есть конкуренты, которые тоже возят машины из Колумбии и даже имеют офисы в Майами. Цены у них ниже, но по словам Кейта желающие сэкономить должны понимать, что это обязательно отразится на качестве.
Ключ на старт
Как правило машины в офисе FJ Company долго не задерживаются. Они либо дособираются в цеху, либо отгружаются клиенту, но, как правило, все они проходят короткую обкатку, чтобы убедиться в отсутствие дефектов.
Одну из таких пробных поездок мне удалось сделать на FJ40 серого цвета с двигателем 2F, мощностью 130 л.с. Внешний вид автомобиля вызывает странные чувства. Умом я понимал, что машина является моим ровесником или даже старше меня, но состояние говорит, будто она вчера сошла с конвейера.
Ну разве это не новый автомобиль?
Все, включая пластиковые элементы, технологические таблички и даже болты в идеальном состоянии. Оказавшись в салоне, я начал ловить себя на мысли, что даже запах отсылает к автомобилям прошлого века. Современные машины пахнут совсем иначе.
Кейт, заметив мое удивление, пошутил, что возможно эта машина выглядит даже лучше, чем, когда она сошла с конвейера.
4-литровый двигатель рычит грозно, хотя мощностные характеристики скромные. Короткие передачи приходится часто менять, что требует активной работы руками. Для особо ленивых можно заказать машину с «автоматом».
Сильно вынесенная вперед передняя ось в сочетании с рессорной подвеской делает управление автомобилем немного «грузовым», но к этому быстро привыкаешь. Наличие кондиционера позволяет ехать с закрытыми окнами, но в нашем случае почему-то все равно захотелось открыть окна.
В Майами сложно удивить прохожих дорогим автомобилем, а вот редким, пожалуй, можно. Наш маршрут пролегал через район Wynwood, где живет продвинутая публика — сплошные танцоры, дизайнеры и художники. Появление FJ40 на улице вызывало неподдельный интерес. Какой-нибудь Rolls-Royce и не заметили бы даже.
Старики разбойники
Прайс-лист на восстановленные машины варьируется от 65 тысяч за базовую версию Classic с механической коробкой, брезентовым верхом без кондиционера до 90 тысяч за версию Sport c 210-сильным мотором, кондиционером и стереосистемой.
Если есть желание выбрать все возможные опции, то самая редкая версия будет стоить 150 тысяч долларов. Цены включают в себя все: от поиска и закупки донорского автомобиля, полную его реставрацию, включая все детали, и поставку в любую точку США.
Таможенное законодательство Соединенных Штатов – рай для любителей ретро-автомобилей. Почти во все штаты можно ввезти любую машину старше 25 лет без каких-либо требования по сертификации и с минимальными таможенными платежами.
С Россией все сложнее. Машине должно быть не менее 30 лет. Необходимо будет подтвердить оригинальное состояние машины и оплатить таможенную пошлину, что прибавит к цене еще порядка 30 тысяч долларов.
После долгих мучений вы станете владельцем настоящего «проходимца» с легендарным именем Land Cruiser FJ40.
Комментарии (0)