Неуправляемый занос – одно из самых опасных явлений, которое может произойти с автомобилем. Наиболее высока вероятность его возникновения при движении по скользкой трассе на большой скорости. Одно неловкое действие водителя может привести к "закидыванию" задней части автомобиля относительно передней. Последствия заноса непредсказуемы, а для выхода из него потребуется выполнить ряд действий в очень короткий промежуток времени.
Причины возникновения неуправляемого заноса
Простыми словами описать причины возникновения заноса можно, опираясь на скорость передней и задней частей автомобиля. При движении по скользкой дороге даже минимальная разница становится причиной потери управления. Например, если автомобиль одним колесом попал в яму или наехал на поверхность с другим коэффициентом сцепления (снежная обочина, грязь и т.п.). Передняя часть автомобиля немного снижает скорость, в том время как задняя сохраняет прежнее значение и "догоняет" фронтальную.
Предотвратить возникновение заноса позволяет электронная система контроля устойчивости (ESC). Датчики определяют разницу скоростей на осях и задействуют тормоза, которые корректируют показатели. Однако, ESC имеется далеко не во всех автомобилях, а при слишком высокой скорости движения не поможет даже электроника.
Вышеописанная ситуация становится причиной ухода кормы машины вбок, что может повлечь за собой разворот, вылет на полосу встречного движения или в кювет. Вернуть управление над автомобилем позволяют правильные и своевременные действия водителя. Алгоритм их выполнения зависит от типа привода.
"Не тормози"
Вне зависимости от ведущей оси автомобиля, главное условие выхода из заноса – правильные действия рулём и педалью газа. При потере управления инстинкты подсказывают водителю нажать на тормоз, но это действие не даст эффекта и может ещё хуже "закружить" машину. Мгновения, потерянные на попытку остановить автомобиль, нередко становятся причиной крайне неприятных последствий.
Так как поводом для возникновения заноса является разница скоростей на осях, задача водителя – скорректировать их. Задняя часть движется быстрее передней, что позволяет сделать определённые выводы. На заднеприводном автомобиле нужно работать рулём, выполняя корректировку в сторону заноса. Движения должны быть быстрыми, но контролируемыми. Одновременно с этим педаль газа следует полностью отпустить, чтобы замедлить заднюю ось.
Угол поворота руля нужно определить в зависимости от степени заноса, корректируя его по мере выпрямления кузова. Чрезмерные действия водителя рулём повлекут за собой возникновение циклического заноса, выйти из которого ещё сложнее.
На автомобилях с передним приводом главным помощником является педаль газа. При возникновении заноса она позволит выровнять скорость на осях, поэтому водителю нужно прибавить обороты. Руль также следует повернуть в сторону заноса и быстро, но плавно выравнивать его по мере корректировки положения автомобиля на дороге.
При наличии полного привода выбирать между двумя алгоритмами действий следует в зависимости от основной ведущей оси. Большинство современных гражданских автомобилей с системой 4WD имеют основную переднюю ось и подключаемую заднюю. В таком случае следует пользоваться рекомендациями для машин с передним приводом.
Выйти из заноса можно, но намного лучше создать условия для минимизации риска его возникновения. Соблюдайте безопасный скоростной режим и по возможности отказывайтесь от поездок на дальние расстояния при неблагоприятных погодных условиях.
Комментарии (10)