БТ-7 – советский лёгкий колёсно-гусеничный танк периода 1930-1940 годов. Это третий танк из семейства прославленных советских танков серии БТ (быстроходный танк). Отличался от своих предшественников танков БТ-2 и БТ-5 сварным корпусом более совершенной формы, новым двигателем.
Машина выпускалась как с вооружением аналогичным вооружению танка БТ-5, так и с 76-мм пушкой.
На последние модели танка устанавливался дизельный двигатель. Эти танки выпускались как с радиостанцией, так и без радиостанции.
Всего было передано в войска 5 328 танков БТ-7 различных модификаций.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТАНКА БТ-7
Примерно в январе месяце на Харьковский завод, который в тот момент осуществлял работу над конструкторской документацией для танка БТ-5 (конструкторское бюро «отдел 520»), поступило задание на разработку нового танка – в новой машине должны были быть учтены и устранены недостатки, которые были выявлены на предшествующих моделях.
В соответствии с проектной документацией на новый танк предполагалось установить более совершенный и надёжный двигатель М-17, разработать сварной корпус с улучшенным обзором для механика-водителя, установить на танк топливные баки повышенной вместимости и пушку 76-мм. В целом задание предполагало разработку «ударного колёсно-гусеничного танка дальнего действия».
В разработке нового танка приняла участие группа конструкторов: Фирсов, Бондаренко, Морозов, Дорошенко, Курасов, Веселовский и Таршинов.
Уже в начале 1934 года был создан прототип, который получил название БТ-7. К 1 мая 1934 года была готова первая машина, а к 7 ноября 1934 года был создан второй образец БТ-7.
На первых двух машинах справа от места механика-водителя был установлен курсовой пулемёт, а башня была исполнена в виде усечённого конуса. В башню можно было установить танковую пушку 76-мм КТ-28 или ПС-4. Предполагалось предоставить на испытание и машину с 45-мм пушкой в стандартной башне танка БТ-5.
Осенью 1934 года машины прошли полную программу испытаний. Военные посчитали, что курсовой пулемёт на БТ-7 – это излишество, поскольку механик-водитель занят управлением танком и вести огонь из пулемёта не имеет физической возможности. Кроме того, новая башня затрудняла совместимость пулемёта и башни новой формы.
В результате в 1935 году началось серийное производство танка БТ-7 с уже проверенной башней от танка БТ-5. Вместе с тем от идеи создания лёгкого танка с 76-мм пушкой ни военные, ни конструкторы не отказались. Кроме того в КБ от ГАБТУ поступило задание разработать проект БТ-7, который бы позволил установить на машину башню от танка Т-26-4.
ТАНК БТ-7. МОДЕЛЬ 1935 ГОДА
Серийный БТ-7 модели 1935 года имел корпус жёсткой коробчатой конструкции с двойными бортовыми стенками, трапециевидной кормовой частью и закруглённой суженной удлиненной передней частью. Корпус набирался из стальных броневых листов, которые соединялись между собой с помощью сварки. Некоторые модели были с клёпаными корпусами.
Наружные стенки корпуса были съёмными. Внутренние стенки – 4-мм стальные листы.
Ходовая часть состояла из двух направляющих и восьми опорных катков. Передняя пара, при движении на колёсах, служила для управления танков, а задняя пара выполняла роль ведущих колёс.
При движении на гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.
В кормовой части машины размещался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Т мощностью 400 л.с. Трансмиссия: 4-х скоростная КПП, многодисковый сухой главный фрикцион и бортовые фрикционы, для привода колёсного хода – гитары, тормоза.
Топливные баки устанавливались по бокам между бортовыми листами – 2 шт. и один бак в корме.
Башня цилиндрической формы с развитой кормовой нишей.
Вооружение: 45-мм танковая пушка 20-К образца 1934 года и спаренный пулемёт ДТ. На некоторых машинах были установлены кормовые пулемёты и зенитные пулемёты.
На командирские машины устанавливались радиостанции 71-ТК с поручневыми антеннами.
Экипаж танка БТ-7 – три человека: командир и он же наводчик, заряжающий и механик-водитель.
ТАНК БТ-7. МОДЕЛЬ 1937 ГОДА
В 1937 году серийные танки БТ-7 начали производить с конической башней, что позволило (без изменения состава вооружения) увеличить боезапас танка на 44 снаряда (для танков без радиостанции – 188 снарядов, для танка с радиостанцией – 145 снарядов).
На все линейные БТ-7 в кормовой нише башни устанавливали кормовые пулемёты ДТ.
БТ-7 модели 1937 года оснастили спецфарами прожекторного типа, которые монтировались на маске пушки, что предполагало возможность вести огонь из пушки и спаренного пулемёта в ночное время. В последующем такими фарами оборудовали и танки, выпущенные до 1937 года.
КПП стала трёхступенчатой, была усовершенствована трансмиссия, усилены пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода.
С 1938 года машины выпускали без резиновых бандажей и начали заменять крупнозвенчатую гусеницу на мелкозвенчатую.
Лобовая броня «выросла» до 22 мм, а боевая масса машины достигла 13,9 тонны.
ТАНК БТ-7М. МОДЕЛЬ 1939 ГОДА
Серийный выпуск БТ-7М (иногда встречается название БТ-8) начался в декабре 1939 года.
Внешне БТ-7М практически не отличался от предшественника БТ-7. Основное отличие – это замена карбюраторного двигателя М-17Т на советский дизель В-2.
За счёт установки специальных раскосов была повышена жёсткость корпуса, в днище танка был устроен подмоторный люк, изменился в меньшую сторону размер колпака воздушного фильтра-пылеуловителя.
Экономичный дизельный двигатель позволил избавиться от топливных баков над гусеничными полками.
Самое главное отличие – танки с дизельными двигателями были существенно безопаснее в бою, поскольку дизельное топливо хуже воспламеняется при поражении танка.
Нужно отметить, что к этому времени дизельными двигателями уже оснащались японские серийные танки «Ха-Го» и танки «Тип 86». В 1935 году начали выпускать танки дизелями и в Польше – это танк 7ТР. Значительных успехов достигли французы, но в серию машины с дизельными двигателями так и не пошли.
В Германии танковые дизеля даже не разрабатывались, поскольку считалось, что с началом боевых действий обязательно возникнут проблемы с производством дизельного топлива.
Лёгкие танки БТ-7М серийно производились до сентября 1940 года, даже параллельно с новым Т-34. В последующем все производственные мощности завода были переданы под производство Т-34.
АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ТАНК БТ-7А
С 1934 года небольшими партиями выпускался артиллерийский танк БТ-7А с 76-мм пушкой КТ-28 (несколько машин выпустили с 76-мм пушками Л-11 и Ф-32). Всего, с пушкой 76-мм, было выпущено 154 танка.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНКОВ БТ-7
Новыми танками Бт-7 преимущественно вооружали танковые бригады танковых корпусов и отдельные танковые бригады. Танки БТ-7 изначально предполагалось применять для развития прорывов в глубину обороны противника.
Боевое крещение БТ-7 получили в боях у озера Хасан в августе 1938 года. Затем БТ-7 участвовали в боях на Халхин-Голе, где из 493 танков были потеряны безвозвратно 48.
В целом танки получали хорошие отзывы, однако отмечалась сложность управления машиной, которая требовала отличной подготовки механика-водителя. И – слабое противопульное бронирование на ряду с массовым отсутствием радиостанций, что затрудняло управление большими группами танков в бою.
Танк БТ-7 стал символом бронетанковых войск РККА, поскольку наряду с выявленными недостатками обладал просто великолепной манёвренностью, скоростью и «прыгучестью». Броня, стремительный натиск и огневая мощь.
БТ-7 применялись и в боях Великой Отечественной войны. Существует мнение, что танк морально устарел к июню 1941 года, что и привело к массовым потерям. Однако, к массовым потерям привело применение БТ-7 не по прямому назначению. Не предназначался БТ-7 для прорыва подготовленной обороны или встречного танкового боя.
23 июня 1941 года экипаж сержанта Найдина на танке Бт-7 за один день уничтожил 15 немецких танков и 10 артиллерийских орудий. Танк действовал внезапно из засад. При этом вёл бой с превосходящим противником (один против танковой роты).
Последний раз танки БТ-7 принимали участие в боях в августе 1945 года в составе 1-го Дальневосточного и Забайкальского фронтов. А последним этапом службы БТ-7 стал победный парад в Харбине.
ТТХ ТАНКА БТ-7, МОДЕЛЬ 1935 ГОДА
БТ-7 модель 1937 года
Боевая масса, т – 13,7
Компоновочная схема – классическая
Экипаж, чел. – 3
Размеры
Дина корпуса, мм – 5 660
Ширина корпуса, мм – 2 290
Высота, мм – 2 417
Клиренс, мм – 400
Бронирование
Тип брони – стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. – 20/18
Лоб корпуса (середина), мм/град. – 15/60
Лоб корпуса (низ), мм/град. – 15-22/0-60
Борт корпуса, мм/град – 15+4/0
Корма корпуса (верх), мм/град. – 10/55
Корма корпуса (середина), мм/град. – 13/10
Корма корпуса (низ), мм/град. – 13/58
Днище, мм – 6
Крыша корпуса, мм – 10
Лоб башни, мм/град. – 15/0
Маска орудия, мм – 20
Борт башни, мм/град. – 15/0
Корма башни, мм/град. – 15/0
Крыша башни, мм/град. – 10/85-90
Вооружение
Калибр и марка пушки – 45-мм 20-К обр. 1934 г.
Тип пушки – нарезная
Длина ствола – 46 калибров
Боекомплект пушки – 172 снаряда
Углы вертикальной наводки, град. – от – 8 до + 25
Дальность стрельбы – с прицелом ТОП: 6,4 км из пушки и 1,6 км из спаренного пулемета.
Пулемёты – 3 шт. 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя – М-17Т, V-образный, 12-ти цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения.
Мощность двигателя – 400 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч – 52 на гусеницах и 72 на колёсах
Скорость по пересечённой местности, км/ч – 20
Запас хода по шоссе, км – 375 на гусеницах и 460 на колёсах
Удельная мощность л.с./т – 28,8
Тип подвески – подвеска Кристи
Преодолеваемый подъём, град. – 42
Преодолеваемая стенка, м – 0,75
Преодолеваемый ров, м – 2,5
Преодолеваемый брод, м – 1,2
Комментарии (0)