Все про автомобили для мужчин

Советские автомобили в Финляндии: чужая родня

Долгие годы Финляндия была одним из основных импортеров советских автомобилей среди западноевропейских стран. В небольшой северной стране не только продавали наши машины, но даже изменяли их под свои нужды. А позднее и вовсе делали автомобили для СССР. Рассказываем о малоизвестных и забытых конструкциях.

Теперь трудно поверить, что отечественные машины некогда экспортировались в десятки стран мира, в том числе в Западную Европу. А там не просто торговали ими, но и делали собственные, малоизвестные у нас модификации наших же машин.

После войны президент Финляндской республики Юхо Кусти Паасикиви ездил на ЗИС‑110. Глава государства, кстати, вообще был приверженцем хороших отношений с прежним противником. А его ЗИС, который теперь стоит в одном из финских музеев, президенту, как гласит легенда, подарило правительство СССР.

Уже с 1948 года советско-финское торговое предприятие Konela продавало наши «Москвичи», «Победы», грузовики ГАЗ‑51, а затем множество иных моделей — от МАЗов до «Запорожцев» с экспортным именем Jalta. В 1960 году только легковых машин было продано 6500 штук, а в 1975‑м, когда популярность «Жигулей» за рубежом достигла пика, — 12 647. Финский рынок имел свою специфику, поэтому наши заводы, стараясь учесть пожелания экспортера, делали по его заказу специальные модификации. А порою фирма Konela и сама модернизировала советские модели.

Финскую «классику» Lada 1200 LS оснастили двумя зеркалами, подголовниками и даже очистителями фар.

Ижевский пикап по-фински: машину с удлиненным кузовом именовали Elite Pick Up.

Многие автомобили для финского рынка делали под неписаным лозунгом «Перевозить как можно больше». Таким был ГАЗ‑51В с удлиненной базой и кузовом. Эти грузовики, продававшиеся в Финляндии с 1955 года, в руках рачительных хозяев работали очень долго. А через три десятка лет, в 1982‑м, Ижевский автомобильный завод принял заказ на пикапы с удлиненным кузовом. Такая модификация получила мудреный заводской индекс ИЖ‑27151-013-01, но в Финляндии ее продавали под именем Elite Pick Up. С 1960‑х имя Elite, звучащее сегодня немного наивно, если не сказать комично, стало торговой маркой наших «Москвичей» в нескольких странах Европы.

Кстати, у «Москвичей» в Финляндии была еще одна, совсем неизвестная у нас модификация. Помимо стандартных седанов 408 и 412 и, соответственно, универсалов 426 и 427 фирма Konela в начале 1970‑х сооружала из москвичовских фургонов трехдверные универсалы, которые в финских проспектах называли Elite 1500 pakettiauto. Примерно по такой же технологии у нас сейчас из фургонов делают маршрутки. Трехдверные финские универсалы были дешевле стандартных пятидверных. А в ту пору в Европе, кстати, в этом классе трехдверные грузопассажирские автомобили были довольно популярны.

Борясь за увеличение вместимости, финны сделали и свой вариант универсала «Волга» ГАЗ‑22 — с откидным третьим рядом сидений. У нас такая схема появилась только на ГАЗ‑24–02. К слову, Konela помимо стандартных ГАЗ‑24 рекламировала версии с 65‑сильным дизелем Indenor, но это были машины не финского производства, а плод труда крупного бельгийского импортера советских автомобилей Scaldia-Volga. А вот трехлитровые моторы V6 Ford мощностью 144 л.с. ставила на ГАЗ‑24, судя по всему, именно Konela. Правда, таких машин сделали единицы.

Фирма Konela переделывала наши автомобили, поскольку чутко следила за потребностями клиентов. Но ее возможности были ограничены.

Таким фирма Konela хотела видеть модернизированный Москвич‑412. Салон «четыреста двенадцатого » в исполнении финской фирмы.

В 1972 году, когда спрос на «Москвичи» в Западной Европе стал падать, финны предложили свой вариант модернизации «четыреста двенадцатого». Ему приладили жигулевские дверные ручки, перенесли горловину бензобака на правое крыло, а крышку багажника снабдили наружным замком вместо родного, который работал от вечно заедавшего тросика, протянутого через весь салон. И немного облагородили интерьер.

Не сказать, что машина получилась уж очень элегантной, но почти все финские доработки реализовали через четыре года на «Москвиче‑2140». Правда, основной спрос к тому времени сместился на «Жигули».

Автомобили «Лада» — сначала «классика», а потом и «Самары» — продавались в Финляндии очень неплохо. Однако их внешность не менялась годами, к тому же модификаций было немного. Чтобы подогреть интерес к вазовским машинам, фирма Konela сооружала модификации с облагороженными внешностью и интерьером. В частности, с наружным пластиковым обвесом, иными колесами и шинами, сиденьями и фароочистителями.

В 1980‑е и 1990‑е годы часть этих машин вернулась на родину. Они и аналоги из других стран, занимавшихся модернизацией «Лады», производили на наших автомобилистов ошеломляющее впечатление. Именно оттуда, по сути, и пошел отечественный тюнинг. В те годы в редакцию ЗР часто приходили письма с вопросами типа «чем приклеить тюнинги на Ниву?».

Konela рекламировала кабриолеты на базе Нивы и «восьмерки», но сама их не делала. В рекламном проспекте фирмы Konela помимо прочего фигурировали «Самара» и «Нива» с кузовом кабриолет. Но это была не финская работа. Открытый ВАЗ‑2108 сделали в Бельгии, а изображенная на фотографии «Нива», судя по всему, немецкого производства.

Во второй половине 1990‑х, когда в Россию уже пришли новые экономические отношения, ВАЗ вместе с финнами решил пустить улучшенные «Лады» на поток — в первую очередь в расчете на привередливого западноевропейского покупателя. Так появилась Euro-Samara, она же Lada Samara Baltic. Окраску и сборку наладили в 1996 году на финском предприятии Valmet, строившем, в частности, кабриолеты Saab. «Девятку» немного облагородили снаружи и внутри, поставили приличные колеса и шины, импортное сцепление. Машина получилась заметно дороже стандартной и ни в Западной Европе, ни в России особого интереса не вызвала. В 1998 году производство свернули.

Еще одна почти забытая страница финско-советского автомобильного сотрудничества — модели, созданные в Финляндии для СССР. Самые известные — машины скорой помощи фирмы Tamro (город Тампере). Финны разрабатывали модель с 1979 года. Реанимобилей с высокой крышей рижский завод РАФ тогда не делал.

В СССР такие РАФы работали с начала 1980‑х. Высокие скорые мелкосерийного производства получались очень дорогими, но других аналогичных по конструкции в СССР просто не было. Лишь во второй половине 1980‑х годов латыши, используя финский опыт, стали самостоятельно строить высокие реанимобили РАФ‑2914. А еще фирма Tamro переделывала в высокие санитарки «Волги» и УАЗы, но в небольших количествах.

Последней главой советско-финского автомобильного сотрудничества стали фургоны под маркой Ajokki. В первой половине 1980‑х на шасси КамАЗ‑53212 сделали передвижную телевизионную студию «Магнолия‑23» с оборудованием Шяуляйского завода, а на шасси КамАЗ‑5410 — автомобиль службы крови. Испытания машин на Дмитровском автомобильном полигоне прошли не без замечаний. Один из главных недостатков — слабая прочность и герметичность фургона в районе дверей. Вероятно, финны доработали автомобили. Так или иначе, телевизионные КамАЗы-Ajokki в строю до сих пор — пробеги-то у таких машин мизерные.

Передвижная телевизионная станция КамАЗ-Ajokki. Konela прекратила автомобильную деятельность только в 2003 году. Некоторые машины, созданные финнами в советские времена, нынче большая редкость и мечта коллекционеров — поклонников отечественного автопрома, не только наших, но и финских.

Источник


Источник: Советские автомобили в Финляндии: чужая родня
Опубликовал:
Теги: Тюнинг Запорожец модель отношение автомобиль

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
12 интересных деталей домов в Финляндии
12 интересных деталей домов в Финляндии
0
Все о работе руками 06:01 30 окт 2024
Миф о «мирной» финляндии. что побудило ссср начать войну с финляндией
Миф о «мирной» финляндии. что побудило ссср начать войну с финляндией
132
Мужской журнал 18:01 03 апр 2018
«Вяйнямейнен»: почему советские лётчики не смогли уничтожить финский броненосец
«Вяйнямейнен»: почему советские лётчики не смогли уничтожить финский броненосец
20
Мужской журнал 10:01 12 ноя 2020
Советские автомобили, у которых были прозвища
Советские автомобили, у которых были прозвища
5
Авто-Тема 07:29 27 янв 2023
«Честь режиму, убившему миллионы»: экс-премьер Финляндии разнес форму сборной России
«Честь режиму, убившему миллионы»: экс-премьер Финляндии разнес форму сборной России
85
Ваши новости 08:01 23 дек 2021
Как живет пенсионерка в загнивающей Финляндии с пенсией 720 € и общим доходом семьи 1994 €
Как живет пенсионерка в загнивающей Финляндии с пенсией 720 € и общим доходом семьи 1994 €
56
Ваши новости 20:51 23 мар 2021
Как советские солдаты отстреливали немецким «Тиграм» стволы
Как советские солдаты отстреливали немецким «Тиграм» стволы
9
Мужской журнал 09:01 17 окт 2021
Самые неудачные советские мотоциклы
Самые неудачные советские мотоциклы
16
Авто-Тема 14:19 16 фев 2021
Хорошо ли живут в соседней Финляндии? Показываю квартиру обычной семьи в небольшом городке
Хорошо ли живут в соседней Финляндии? Показываю квартиру обычной семьи в небольшом городке
10
Все о работе руками 10:00 26 ноя 2023
Чем занимались советские знаменитости на подмосковных дачах
Чем занимались советские знаменитости на подмосковных дачах
3
Все о работе руками 14:20 07 окт 2019
«Дитя перестройки»: интересные факты о самом неоднозначном отечественном автомобиле ВАЗ-2110
«Дитя перестройки»: интересные факты о самом неоднозначном отечественном автомобиле ВАЗ-2110
0
Авто-Тема 10:11 Сегодня
Ломал монеты, как пряники, завязывал кочергу узлом: Как закончил жизнь русский силач-капитан Дмитрий Лукин
Ломал монеты, как пряники, завязывал кочергу узлом: Как закончил жизнь русский силач-капитан Дмитрий Лукин
0
Читайте самую соль! 10:19 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства