В общественном достоянии
В 1891 году немецкий ученый Вильгельм Блюн изобрен таксометр — счетчик стоимости поездки.
Так началась история таксомоторов, столь же долгая, как история автомобилизма в целом.
Россия несколько припозднилась в этом отношении. Лишь в 1907 году появилось первое упоминание об отечественном такси: газета «Голос Москвы» напечатала заметку о безымянном водителе, который прикрепил к своему автомобилю табличку «Извозчик. Такса по соглашению». Сколько именно шеф брал за поездку, история не сохранила.
3 года спустя в Санкт-Петербурге появился первый таксопарк. Тогда же российские такси получили таксометры и стоимость поездки стала более прозрачной.
Советская Россия
В общественном достоянии
Лихолетье, связанное с Первой мировой войной, затем двумя революциями и Гражданской войной, вымело из России такое явление, как такси. В первые постреволюционные годы к этому виду транспорта утвердилось презрительное отношение, как к буржуазному шику. Забавно, что в наши дни мнение общества поменялось на противоположное: такси стало считаться социальным транспортом в противовес частным авто.
Как бы то ни было, к 1925 году политика партии смягчилась и Моссовет приобрел для Москвы 120 таксомоторов Renault — черных, с желтой полосой. Стоимость поездки на них составляла 50 копеек за километр, или 4,5 рубля в час. Для сравнения, буханка пшеничного хлеба в то время стоила 22 копейки.
Послевоенное время
(с) Фред Гринберг | РИА Новости
Сразу после окончания Великой Отечественной войны таксопарки советских городов возобновили свою работу. Комплектовали их сначала «Победами» и даже лимузинами ГАЗ-М12 ЗИМ и ЗИС-110, потом «Москвичами» и «Волгами». Постепенно модельный ряд сокращался и остались только «Волги».
Каким был тариф в первые послевоенные годы, мне выяснить не удалось. Зато известно, что после денежной реформы 1950-х и вплоть до 1973 года километр на такси стоил 10 копеек. Столько же стоила бутылка газировки «Буратино» или билет на сеанс в детский кинотеатр. Целый сеанс против одного километра.
Затем цены пересмотрели, и в последние советские годы за посадку брали уже 20 копеек и столько же за каждый километр. 20 копеек — это, опять же, стоимость буханки хлеба. А билет на троллейбус в то время можно было купить за 3 копейки. Вот и считайте, было ли это дорого.
Комментарии (8)