Текст:
Разрешение не ставить систему ЭРА-ГЛОНАСС на завозящиеся через Дальний Восток автомобили регулярно продлевалось несколько лет. Водители были только за, поскольку установка системы составляла бы заметную часть в стоимости подержанных японских или китайских авто, на которых в регионе в основном и ездят. Что будет в этом году?

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Режим, который разрешал не ставить систему экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС в машину, в регионе несколько раз. Однако в этом году никаких сигналов от правительства об очередном продлении не получено, а срок предыдущего уже истек. И местные жители уверены, что причины не экономические, а политические. Почему возвращение ЭРА-ГЛОНАСС может привести к новому коллапсу восточного авторынка?
Дальневосточную инициативу об отказе от системы ЭРА-ГЛОНАСС местные водители воспринимали как одну из немногих по-настоящему толковых за последние годы. Правда, у нее была пара ограничений. Касался режим только праворульных подержанных машин и только по одной в год на человека. Это местных жителей вполне устраивало — авторынок того же Владивостока, по разным подсчетам, состоит из японских праворульных машин на 80-95%. Вводили режим в 2018 году, с тех пор постоянно продлевали.
Смысл затеи властей Приморья был в том, чтобы немного облегчить финансовую нагрузку на водителей: подержанные легковушки привыкли пригонять из Японии за 150-200 тысяч рублей (такой вариант выбирали водители с невысокими доходами), и перспектива установки тревожной кнопки ЭРА-ГЛОНАСС за 30 тысяч сверху им, мягко говоря, не нравилась. Тем более что система эта на Дальнем Востоке по факту не работала, потому что ближайшие диспетчерские были в Центральной России. ЭРА-ГЛОНАСС, можно сказать, была навязанной услугой. Тем более удивительно, что в этом году новостей о продлении режима от властей не поступило. Хотя раньше предупреждали за одну-две недели. Местные жители увязывают это с политической обстановкой, рассказывает корреспондент газеты «Дальневосточные ведомости» Валерия Федоренко:
Валерия Федоренко
корреспондент газеты «Дальневосточные ведомости»
«Все изменения, связанные с ЭРА-ГЛОНАСС, с «Платоном», были не только экономические в нашем случае, но еще и политические. В 2018 году, в период предвыборной кампании Олега Кожемяко (нынешнего губернатора Приморского края. — BFM), он прямо использовал это как один из пунктов своей предвыборной программы. Ему было дозволено объявить о том, что вот, значит, ГЛОНАСС у нас отменят. А вот в этом году выборы уже прошли, да и были они не то что бы очень важными, так что ждем следующего года, когда у нас опять что-нибудь отнимут. А так, наверное, сейчас опять будет какой-нибудь коллапс, потому что, если в прошлый раз был коллапс на таможне, не очень понятно, почему на этот раз его не должно быть».
Между тем состояние авторынка на Дальнем Востоке к продлению режима без ЭРА-ГЛОНАСС прямо располагает, отмечают автоэксперты. Праворульных авто во Владивостоке меньше не стало, цены повышались, затем снизились, рассказали местные жители. Агентство «Автостат» , что за первые семь месяцев этого года ввоз автомобилей с пробегом через Дальний Восток вырос на треть. Большинство из них — японские. А всего, по таможни Владивостока, частники на конец августа ввезли в Россию более 100 тысяч авто, показатель вырос наполовину. Главред журнала «За рулем» Максим Кадаков никаких сигналов о продлении режима без ЭРА-ГЛОНАСС не слышал, но не сомневается, что они все же последуют:
Максим Кадаков
главный редактор журнала «За рулем»
«Все прекрасно понимают, в какой ситуации мы находимся, в какой ситуации находятся автопроизводители. Если даже китайские компании перестают иногда ставить на некоторые модели свои ЭРА-ГЛОНАСС, то что говорить о частниках. Я думаю, что все это будет тихой сапой продлено. При нынешних ценах на автомобили на новые нет никаких маркеров к тому, что цены пойдут вниз. У нас на будущий год объем продаж потенциальный новых автомобилей составит: нижняя планка — 600 тысяч, а верхняя — 750 тысяч новых автомобилей. То есть плюс-минус столько же, сколько в этом году. Это значит, что некуда расти рынку новых автомобилей, а люди будут покупать б/у. Поэтому покупка японской праворукой машины оттуда, она, на самом деле, в каком-то смысле является выходом».
Кстати, опыт Дальнего Востока был таким успешным, что режим даже распространили на всю Россию — в июле этого года. Ранее тревожная кнопка была обязательна для постановки машины на учет в ГИБДД. Правда, в правительстве увязывали решение обойтись без ЭРА-ГЛОНАСС не с ценами на установку кнопки, а с санкциями, из-за которых у российских производителей систем вызова экстренных служб возникли перебои с комплектующими. Правда, и здесь решение только временное: упрощенный порядок регистрации будет действовать до 1 февраля следующего года.

Комментарии (1)