Разрешение не ставить систему ЭРА-ГЛОНАСС на завозящиеся через Дальний Восток автомобили регулярно продлевалось несколько лет. Водители были только за, поскольку установка системы составляла бы заметную часть в стоимости подержанных японских или китайских авто, на которых в регионе в основном и ездят. Что будет в этом году?
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Режим, который разрешал не ставить систему экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС в машину,
Дальневосточную инициативу об отказе от системы ЭРА-ГЛОНАСС местные водители воспринимали как одну из немногих по-настоящему толковых за последние годы. Правда, у нее была пара ограничений. Касался режим только праворульных подержанных машин и только по одной в год на человека. Это местных жителей вполне устраивало — авторынок того же Владивостока, по разным подсчетам, состоит из японских праворульных машин на 80-95%. Вводили режим в 2018 году, с тех пор постоянно продлевали.
Смысл затеи властей Приморья был в том, чтобы немного облегчить финансовую нагрузку на водителей: подержанные легковушки привыкли пригонять из Японии за 150-200 тысяч рублей (такой вариант выбирали водители с невысокими доходами), и перспектива установки тревожной кнопки ЭРА-ГЛОНАСС за 30 тысяч сверху им, мягко говоря, не нравилась. Тем более что система эта на Дальнем Востоке по факту не работала, потому что ближайшие диспетчерские были в Центральной России. ЭРА-ГЛОНАСС, можно сказать, была навязанной услугой. Тем более удивительно, что в этом году новостей о продлении режима от властей не поступило. Хотя раньше предупреждали за одну-две недели. Местные жители увязывают это с политической обстановкой, рассказывает корреспондент газеты «Дальневосточные ведомости» Валерия Федоренко:
Валерия Федоренко
корреспондент газеты «Дальневосточные ведомости»
«Все изменения, связанные с ЭРА-ГЛОНАСС, с «Платоном», были не только экономические в нашем случае, но еще и политические. В 2018 году, в период предвыборной кампании Олега Кожемяко (нынешнего губернатора Приморского края. — BFM), он прямо использовал это как один из пунктов своей предвыборной программы. Ему было дозволено объявить о том, что вот, значит, ГЛОНАСС у нас отменят. А вот в этом году выборы уже прошли, да и были они не то что бы очень важными, так что ждем следующего года, когда у нас опять что-нибудь отнимут. А так, наверное, сейчас опять будет какой-нибудь коллапс, потому что, если в прошлый раз был коллапс на таможне, не очень понятно, почему на этот раз его не должно быть».
Между тем состояние авторынка на Дальнем Востоке к продлению режима без ЭРА-ГЛОНАСС прямо располагает, отмечают автоэксперты. Праворульных авто во Владивостоке меньше не стало, цены повышались, затем снизились, рассказали местные жители. Агентство «Автостат»
Максим Кадаков
главный редактор журнала «За рулем»
«Все прекрасно понимают, в какой ситуации мы находимся, в какой ситуации находятся автопроизводители. Если даже китайские компании перестают иногда ставить на некоторые модели свои ЭРА-ГЛОНАСС, то что говорить о частниках. Я думаю, что все это будет тихой сапой продлено. При нынешних ценах на автомобили на новые нет никаких маркеров к тому, что цены пойдут вниз. У нас на будущий год объем продаж потенциальный новых автомобилей составит: нижняя планка — 600 тысяч, а верхняя — 750 тысяч новых автомобилей. То есть плюс-минус столько же, сколько в этом году. Это значит, что некуда расти рынку новых автомобилей, а люди будут покупать б/у. Поэтому покупка японской праворукой машины оттуда, она, на самом деле, в каком-то смысле является выходом».
Кстати, опыт Дальнего Востока был таким успешным, что режим даже распространили на всю Россию — в июле этого года. Ранее тревожная кнопка была обязательна для постановки машины на учет в ГИБДД. Правда, в правительстве увязывали решение обойтись без ЭРА-ГЛОНАСС не с ценами на установку кнопки, а с санкциями, из-за которых у российских производителей систем вызова экстренных служб возникли перебои с комплектующими. Правда, и здесь решение только временное: упрощенный порядок регистрации будет действовать до 1 февраля следующего года.
Комментарии (1)