Одна из самых популярных тем для автомобильных холиваров — противостояние фанатов машин с левым и правым рулём. У адептов обеих сторон достаточно аргументов в свою пользу, но всё же в чём секрет популярности автомобилей с рулём «в бардачке»?
Праворульные машины появились в России в 90-е годы, когда появилась возможность ввозить из-за рубежа не только сувениры, но и более крупные «подарки». Естественно, автомобили с пробегом из Японии мгновенно стали частью трафика на Дальнем Востоке и в Сибири, но при движении на запад доля праворульных машин в общем автопарке неуклонно снижается. Есть для этого свои объяснения, но речь о другом.
Если вспомнить российские автомобили конца прошлого века, то описать их можно одной расхожей фразой «руль и четыре колеса». Конечно, в страну уже начали проникать иномарки с «нормальным» левым расположением руля, но их цены серьёзно превосходили стоимость отечественных машин и финансовые возможности россиян, желавших обзавестись личным транспортным средством. Золотой серединой в этих крайностях стали подержанные японские иномарки — во-первых, это иномарки, во-вторых, немногим дороже новых российских автомобилей или равны им по цене, а то и даже доступнее и существенно дешевле европейских моделей. К тому же обслуживание подержанной праворульной машины по-умолчанию подразумевает отсутствие необходимости посещать официального дилера, что оборачивается экономией и на работах, и на покупке расходников и запчастей. С последними, к слову, проблем нет — самые ходовые позиции всегда в наличии в автомагазинах, а если что-то нужно доставить под заказ, то сроки ожидания вполне гуманные.
Итак, финансовый момент — одна из причин любви наших соотечественников к праворульным машинам. Одна, но далеко не единственная. В Россию из Японии поставлялись автомобили уже подержанные, с пробегом, однако недостатком это никогда не считалось и никого не смущало. Условия эксплутации «у них» и «у нас» различались как небо и земля, поэтому намотанные машинами в Стране восходящего солнца по если не идеальным, то близким к тому дорогам, километры с неизменно тщательным и качественным техническим обслуживанием строго по предписанному автопроизводителем графику воспринимались нашими соотечественниками что обкатка — по сути, на российскую землю поступала только-только начавшая свою жизнь машина!
Для японцев же это был уже практически автохлам. И нет, дело тут не в привиредливости азиатов и всеядности россиян. Просто в Японии законодательство делает владение автомобилем дорогим удовольствием и чем старше твоя машина, тем больше ты ежегодно отдаёшь в виде налога и платы за прохождение техосмотр. Так что рачительному японцу выгоднее и проще сдать практически новый автомобиль на аукцион, который позже продаст её за границу, а себе приобрести очередную машину в автосалоне. Убивают таким образом сразу двух зайцев — обеспечивают постоянные продажи на внутреннем рынке Японии и в изобилии поставляют разообразную технику в Россию.
Не в последнюю очередь важно и легендарное японское качество, которое по степени культовости может соперничать с не менее известным немецким качеством. Действительно, японские автопроизводители делают свою продукцию на совесть и машины могут десятилетями ездить по российским дорогам, выносить не самый квалифицированный ремонт и лишь по большим праздникам видеть периодическое техобслуживание, но при этом исправно выполнять свои функции и радовать владельца выносливостью. Возможно, именно российские дороги и условия эксплуатации в России являются олицетворением ада и загробной жизни для японских автомобилей.
При этом с завидной выносливостью идут рука об руку богатая комплектация. Там, где европейская иномарка будет пустой как барабан, а в российской машине такое оснащение не запланировано и вовсе, «японка» будет блистать широким списком оборудования — многочисленные подушки безопасности, системы активной безопасности, штатная мультимедиа с поддержкой всего и вся и навигацией, автоматическая коробка передач и многое-многое другое. Когда на одной чаше весов стоит новый автомобиль в бедной комплектации, но с левым рулём, а на другой — подержанная праворульная машина из Японии с полным, как говорится, «фаршем», то выбор здесь будет далеко не очевиден. Это подтверждают сотни тысяч автовладельцев к востоку от Уральских гор.
Помимо богатства оснащения ввезённые из Японии автомобили с пробегом предоставляют ещё и богатство выбора. Можно выбрать праворульный аналог европейской модели и сэкономить на этом, а можно приобрести себе машину вроде бы такую же, что и с левым рулём, но отличающуюся либо силовым агрегатом, которого у «европейского» варианта никогда не было, нет и не предвидится, либо наличием полного привода, о котором «цивилизованные» владельцы такой же леворульной модели даже мечтать не могут. И это уже не миф, а суровая правда жизни — для внутреннего рынка японские автопроизводители и вправду делали и продолжают делать машины, которые по уровню оснащения и вариациям «двигатель/коробка передач/тип привод/кузов» гораздо более разнообразны, чем варианты для экспортного рынка. Да здравствует JDM!
Собственно, JDM (Japan domestic market — внутренний рынок Японии) — ещё одна причина любить и уважать праворульные автомобили. Просто потому, что огромное количество культовых для фанатов всего мира машин было выпущено именно в Японии и далеко не все они получили варианты с левым расположением руля. Для поклонников культуры JDM приобретение «каноничной» праворульной версии желанной модели тот же самый шик, что для самих японцев — покупка леворульной европейской машины премиум-класса. Плюсом ко всему очень часто для японского рынка выпускаются лимитированные спецверсии автомобилей, а также можно привезти из Японии машину, доработанную местными тюнинг-ателье, зачастую знаменитыми на весь мир. И, согласитесь, тюнингованный японскими мастерами на японской земле японский автомобиль вовсе не то же самое, что ввезённая в Россию подержанная «праворучка», доработанна в ближайшем гараже непонятно кем и неизвестно какими деталями.
Есть у праворульных автомобилей и минусы, но вряд ли для владельцы или фаната «чистокровных японок» они будут существенными. Да, к управлению машиной с правым рулём при правостороннем движении нужно привыкать, но это не занимает много времени и особых проблем не создаёт. Да, оптика праворульных машин требует адаптации к российским техтребованиям, но это решаемый вопрос. Главный, пожалуй, минус — стремление властей сделать владение машиной из Японии как можно более проблемным.
Уже не раз и не два поднимался вопрос тотального запрета на эксплуатацию праворульных машин, но пока большое их количество не позволяет набраться смелости и поставить на «японках» крест — сотни тысяч разгневанных россиян не нужны никому. Но правый руль потихоньку всё-таки поддавливают — сначала повысили ввозные пошлины и транспортный налог, затем стали ужесточать экологические требования, пытались бороться с 11-значными VIN-кодами и продвигать запрет правого руля через требования технического регламента Таможенного союза, но самым резонансным решением стало обязательное наличие системы ЭРА-ГЛОНАСС с 1 января 2017 года. На таможне Дальнего Востока подвисли тысячи праворульных машин, на которые владельцы, заплатившие за автомобили, не могли получить ПТС. Митинги и массовые протесты позволили весьма оперативно по российским меркам найти выход из ситуации, но что-то подсказывает что на этом поддержка отечественного автопрома путём методичной борьбы с подержанными машинами не закончится…
Покупку праворульного автомобиля, если отбросить шанс в какой-то момент по воле нашего правительства получить «нелегальную» машину, можно обосновать банальным расчётом, можно — любовью к «тёплым ламповым» автомобилям, а можно и фанатизмом (исключительно в самом лучшем понимании этого слова!) к особым машинам, которых никогда не было с левым рулём… В любом случае, став обладателем автомобиля с рулём «в бардачке», ты не останешься в одиночестве — в России на начало 2017 года числится 3,5 миллиона «праворулек»!
Комментарии (0)