
Вопрос развития боевых машин особенно остро встал в начале Великой Отечественной Войны. Несмотря на то, что прошло уже столько лет, он все еще активно обсуждается в современной России. Вторая Мировая Война сумела показать, что пехота нуждается в легкой технике для транспортировки солдат под броней. Еще одна задача - высаживать десант в удобном месте. Сейчас почти любая тактика с использованием танков, в качестве штурмовых орудий, не обходится без подобных действий. Поэтому в процессе требуется соответствующая защита. У советских БМП никакой защиты не было, так как они имели возможность плавать. Но почему именно на этой особенности делался такой акцент, в отличие от иностранных разработок?
Требования по разработке автомобиля-амфибии стояли изначально. Все вопросы были направлены только к движителю, так как с остальным конструкторам удалось разобраться. Собирались колесные, гусеничные и колесно-гусеничные модификации. В конечном итоге гусеничная техника оказалась наиболее простой в исполнении и обслуживании. С проходимостью и надежностью такого решения нельзя было поспорить, поэтому на всех остальных разработках был поставлен жирный крест.
БМП-1 получил в оснащение орудие Гром на 73 мм. Это была адаптация СПГ-9 под легкую боевую технику. Но со временем у такого решения в конструкции нашли недостатки - плохая , слабый поражающий эффект и отсутствие возможности поставить более мощное орудие. Кроме того, «Гром» явно не был скорострельным оружием. Развитие проекта начали продолжать.
БМП-2 получил улучшенный корпус от БМП-1 и измененную башню. В оснащение добавилась 30-мм пушка, которая показала высокую эффективность, так как имела лучшие углы возвышения, скорострельность и возможность осыпать противника большим количеством снарядов. Таким образом можно было наносить непоправимый урон креплениям, пулеметным точкам и живой силе. В качестве тяжелого вооружения выступали ракеты, но их было очень мало.
Проблема с тяжелым калибром решилась на БМП-3. Корпус техники поменяли до неузнаваемости, изменив компоновку и увеличив башню еще раз. Пушка на 30 мм совмещалась с нарезным орудием на 100 мм. Такого оснащения удалось добиться, так как калибр был распространен среди старых танков. Ракеты от них подходили для БМП-3.
К сожалению, общей чертой всех БМП времен Советского Союза стала слабая броня. Это объяснялось тем, что техника должна была плавать и иметь облегченный корпус. Такая подготовка была необходима для форсирования водных преград. У многих стоит вопрос - для чего советским БМП нужна была возможность , если крупных водных преград на пути не встречалось? Такие проекты должны были преодолевать реки. Кроме того, советское командование понимало, что продавив оборону НАТО противник начнет уничтожать мосты. БМП в таком случае, как одни из легких машин, могли выполнять диверсионную роль. Обходить противника можно было не только по дорогам, но и по реке. Западные разработки в большей мере создавались с учетом более толстой и качественной брони, в ущерб возможности передвигаться по воде.
Итог. БМП в СССР имели возможность передвигаться по воде. Добиться такой подготовки было не так просто - в ходе разработки приходилось отказываться от брони.

Комментарии (14)