Стагнацию российского рынка новых автомобилей предвещали ещё в 2021 году. Стратегия дилеров по максимизации прибыли, снижение спроса и мировой дефицит чипов – сигналы, которые свидетельствовали о возможном снижении объёмов продаж. Тем не менее, 2021 год для автопроизводителей оказался даже лучше предыдущего и показал уверенный рост. Ситуация меняется прямо сейчас, и уже есть поводы говорить о резком падении спроса на новые машины.
Первые толчки на рынке автомобилей в России произошли летом 2020 года. Сложившаяся на тот момент ситуация привела к остановке крупных производств, из-за которых нарушились сроки поставок транспортных средств и сопутствующей продукции. Одновременно с этим вырос спрос на новые автомобили, так как многие граждане, опасаясь затяжного экономического кризиса, решили вложить свободные денежные средства в имущество.
После стабилизации ситуации и восстановления работы производств вмешался кризис на рынке полупроводников. Весной 2020 года спрос на электронику бил рекорды, а производители чипов столкнулись с нехваткой материалов для изготовления продукции. Проблема коснулась и автомобильной отрасли, где уже давно нельзя обойтись без целого ряда микроконтроллеров.
Дилеры в России и ряде других стран избрали стратегию минимизации убытков, предусматривающую дополнительные наценки на машины. Купить автомобиль из парка без дорогостоящего пакета дополнительных опций стало невозможно, и даже предварительный заказ с ожиданием в несколько месяцев не всегда решал эту проблему. Потребители пытались объединиться и призывали временно бойкотировать салоны, но эффект был достигнут только сейчас.
Общий рост продаж новых автомобилей в России за 2021 год составил 4,3%. По данным "Автостата", всего было реализовано 1 666 780 машин вместо 1 598 825 за предыдущий аналогичный период. Наибольший интерес у экспертов вызвал декабрь 2021-го, который сильно выбивается из общей тенденции по росту спроса.
Объём продаж новых автомобилей в декабре снизился почти на 20%. В последнем месяце 2020-го года дилеры продали чуть более 165,5 тысяч машин, а в 2021-м этот показатель снизился до 133,5 тысяч экземпляров. Разница очевидна и во-многом связана с текущей политикой дилеров по реализации автомобилей. Раньше многие потребителей покупали машины в декабре, чтобы избежать "новогоднего" роста цен, а теперь эта тенденция незаметна.
Официальной статистики по продажам в январе 2022 года пока что нет, но, по всей видимости, падение может быть ещё более ощутимым. Первый месяц всегда был самым "застойным" на автомобильном рынке, поэтому тренд, начатый с декабря, должен продолжиться. В целом многие эксперты предрекают значительное падение объёмов продаж новых машин в России, которое может достигнуть 10% за год.
Не исключено, что подобная ситуация спровоцирует салоны на пересмотр стратегии реализации своей продукции. Потребители уже порядком устали от навязанных опций, карт помощи на дороге и услуг и финансовых организаций. Дилеры, которые откажутся от этих способов заработка, смогут завоевать лояльность клиентов и выиграть в долгосрочной перспективе.
Комментарии (0)