29 января 1886 Карл Бенц получил патент на свой трехколесный Motorwagen c бензиновым мотором и положил начало всемирной истории автомобилестроения. Критики поначалу отнеслись к изобретению прохладно и даже посчитали его бесперспективным.
Экипаж Бенца так и мог кануть в лету, оставив конструктора безызвестным, но Бог дал Карлу самое главное — талантливую и целеустремленную жену. Когда Карл, которого называли сумасшедшим, готов был бросить свои разработки, именно Берта уговорила его продолжать проект самодвижущегося экипажа.
Женщина за рулем
8 августа 1888 года фрау Бенц изменила мир, совершив первое в истории автомобильное путешествие с конечной целью. В момент максимальной неуверенности Карла Бенца в своих силах она решила, что автомобиль мужа достаточно хорош, и пора доказать это всем на деле.
Пораньше проснувшись и прихватив с собой старших сыновей Ойгена и Рихарда, Берта отправилась к своей маме в город Пфарцхайм, что в 106 километрах от дома Бенца в Магнейме. Мужу фрау Бенц ничего не сказала, и чтобы не разбудить его ненароком, вручную оттолкала машину на приличное расстояние от ворот дома. Отчаянная женщина!
Никто и никогда еще не совершал столь дальних поездок на самодвижущихся экипажах. Коляска под названием Benz Patent Motorwagen № 3 до тех пор передвигалась только по территории мастерской и по ближайшим улочкам. Берта не побоялась многочисленных трудностей, и ей удалось их успешно преодолеть.
Нужно сказать, что женщины того времени не могли бы позволить себе и малой доли того, что «учудила» фрау Бенц. По выражению некоторых современников, она вообще «редко вела себя, как настоящая леди», но сейчас говорят, что она стала примером женщины, имеющей право на собственные решения и поступки.
В городке Вислох у автомобиля закончилось топливо. Берта решила проблему, купив в местной аптеке лигроин — бензиносодержащий растворитель. Теперь на площади перед аптекой установлен памятник, напоминающий туристам об этом событии.
В Бреттене путешественники столкнулись с серьезной проблемой: машина никак не могла одолеть крутой холм. Пришлось толкать машину наверх вручную. Тем же образом путешественники штурмовали все последующие высоты.
Может это легенда, но утверждают, что первая женщина за рулем проявила в пути завидную смекалку и техническую грамотность. Засорившуюся топливную трубку она прочистила с помощью булавки, резиновой чулочной подвязкой изолировала заискривший провод зажигания.
Новую кожаную накладку на тормозную колодку фрау Бенц заказала у сапожника, а растянувшуюся приводную цепь починила у деревенского кузнеца. Ряд источников утверждает, что вся дорога заняла у них чуть меньше 12 часов, что означает, что средняя скорость на дистанции составила порядка 9 километров в час.
За этот день самодвижущаяся коляска произвела фурор во всех попутных городах и деревнях — об изобретении Бенца заговорили, и вскоре ему стали поступать заказы на изготовление новых и новых автомобилей. Дела пошли на лад, за последующие четыре года ему удалось продать 69 своих автомобилей и создать первую четырехколесную модель.
Впереди у Карла Бенца были еще многочисленные карьерные взлеты и падения, успехи и неудачи… Но главную свою удачу он, пожалуй, ухватил за хвост именно тогда, 5 августа 1888 года.
Точнее, это сделала для него Берта. Она совершила первую в истории поездку на автомобиле с конечной целью, осуществила первый «заезд на автосервис» (та самая остановка у кузнеца), а аптека, где покупался лигроин, до сегодняшнего момента считается первой в мире заправкой для автомобилей.
Берта пережила мужа на 15 лет, уйдя из жизни 5 мая 1944 года, через два дня после своего 95-летия. Последние годы она провела в поместье в Ладенбурге, куда они с Карлом переехали в 1906 году.
Сейчас Берта Бенц — совершенно легендарная личность. Дорога из Маннгейма в Пфорцхайм стала официальным туристическим маршрутом, на местах остановок установлены информационные указатели. В 2011 году в Германии был снят фильм «Карл и Берта», подробно повествующий о путешествии Берты и других событиях из их жизни.
Комментарии (0)