18 мая 2021 года ушёл из жизни конструктор ЗИЛ ММЗ Арсен Сократович Мелик-Саркисьянц. Инженер прожил 100 лет, из которых 18 посвятил любимому делу - созданию грузовиков. Вспомним его самые значимые разработки.
Так совпало, что период, когда Арсен Сократович занимал должность главного конструктора на предприятии, с 1970 по 1987 годы стал самым продуктивным в истории советского грузового автомобилестроения. То ли страна остро нуждалась в новых разработках, то ли потенциал молодых инженеров в реализации - не известно, но, скорее всего, и то, и другое.
Во время Великой Отечественной Войны, Мелик-Саркисьянц должен был служить в танковых войсках, но его сделали военным водителем и этот момент стал решающим в судьбе молодого человека. Обучаясь ремонту и эксплуатации военных грузовиков, у Арсена Сократовича появилось собственное видение того, каким должен быть идеальный грузовой автомобиль.
Но сделать самосвал надёжным и практичным было недостаточно для Арсена Сократовича. Он хотел сделать грузовик ещё и эстетически красивым. И первые самосвалы ЗИЛ-ММЗ-55 смотрятся гораздо более модно и привлекательно на фоне устаревших аналогов на базе "Полуторок".
Так начиналась история нового семейства советских грузовиков и самосвальных прицепов. ЗИЛ-ММЗ-554 мог разгружаться на три стороны и стал незаменимым в сельском хозяйстве, самосвальные установки ММЗ-554М монтировали на шасси грузовиков и после того как ЗиЛ-130 сняли с производства.
Удлинённый ЗИЛ-ММЗ-4505 стал последней серийной моделью, выпущенной при Арсене Сократовиче на должности главного конструктора. Машина оказалась настолько удачной, что её продолжали собирать и в 2000-х.
Некоторые разработки так и не удалось реализовать, но сомнений в их потенциале сегодня не возникает уже ни у кого.
Когда новые наработки ЗиЛ передавали на более перспективное предприятие КамАЗ, оказалось, что без разработок Арсена Сократовича никак не обойтись. И именно его работы легли в основу создания гидравлических механизмов опрокидывания бортовой платформы для трёхосных полноприводных грузовиков.
Таким образом появилось ещё одно, не менее обширное семейство техники, включающее в себя КамАЗ-5511, КамАЗ-55102, КАЗ-4540, «Урал-5557» и самосвальные прицепы к ним, а ММЗ стал флагманом в советском грузовом автомобилестроении.
Комментарии (0)