Все про автомобили для мужчин

"Отставить полный вперед!" - почему "копейка" могла быть переднеприводной

Интересно вспоминал бы сегодня хоть кто-то про FIAT 124, если итальянцы ловко не впарили свой заднеприводной седан Советскому Союзу? Несмотря на титул автомобиль года 124-й, еще при жизни поругивали за консерватизм конструкции и слишком сдержанный внешний облик.

Знаменитый итальянский дизайнер и инженер Данте Джакоза в своей книге “40 лет дизайна в FIAT” увлекательно рассказывает как 124-й по пути к конвейеру чуть не стал переднеприводным хэтчбеком…

Данте Джакоза

27 сентября 1963 года на стол Данте Джакозы, главного конструктора FIAT, лег конверт с пометкой «конфиденциально» — техзадание от высшего руководства компании на разработку нового автомобиля. Документ, надо сказать, прелюбопытный. И сегодня, когда грифа «секретно» на нем нет, мы можем привести его содержимое.

FIAT 1300 (1961-1966) считается непосредственным предшественником 124-го

«Сменщик модели 1200 (мотор серии 103) должен отличаться современными линиями кузова и более просторным салоном. Однако совершенно очевидно — организация производства нового двигателя и трансмиссии потребуют громадных инвестиций, что может помешать и без того сложным планам по модернизации завода “Мирафьори”. Наиболее простым и наименее затратным решением в таком случае будет доработка имеющейся платформы модели 1300 с использованием ее подвески и коробки передач, увеличение колесной базы на 5-6 см и установка нового двигателя серии 124. При этом новая модель должна весить на 70 кг легче предшественника, а суммарная стоимость всех компонентов должна быть на 100 тысяч лир меньше, нежели у Fiat 1300».

Не нравятся мне ваши расчеты, синьоры…

Если вчитаться в эти строчки внимательно, становится понятно — новую машину итальянцы собирались построить малой кровью. Сами посудите — берем за основу старенькую, но проверенную платформу, немного наращиваем габариты, ставим свежий мотор и украшаем все это другими кузовными панелями. Кушать подано!

И это при том, что середина 60-х в европейcком автопроме — время больших перемен: новые технологии, новые материалы, а главное — новый взгляд на вопросы компоновки. Получалось, пока англичане и французы вовсю двигали в массы передний привод, FIAT предпочитал отсиживаться на старом багаже.

Проект FIAT 123E1 со временем превратится в серийный Autobianchi Primula

Главному конструктору туринского автогиганта все это, конечно, не слишком нравилось. Данте Джакоза, навсегда вошедший в историю автомобиля как один из создателей легендарного Fiat 500, в то время считался главным в Италии апологетом переднего привода. Собственно при его активном участии создали прототип Fiat 123 E1 с передними ведущими, поперечно расположенным мотором и разноразмерными приводными валами.

А вот собственно и она сама…

Впоследствии эти наработки легли в основу серийной Autobianchi Primula — первой переднеприводной модели концерна FIAT. Надо сказать, «Аутобьянки» традиционно стоили чуть дороже аналогичных по размеру «Фиатов», но на них частенько обкатывались оригинальные технологические решения.

Что ж, эксперимент с передним приводом удался — «Примула» зацвела. Автомобиль весьма радушно приняли публика и пресса. На волне успеха Джакоза продолжил эксперименты с проектом 123. Причем его последняя инкарнация — E4, четырехдверный, переднеприводный седан, — как казалось Данте, станет достойным сменщиком и давно пережившей свой век модели 1200 Granluce, и разве только чуть более современному Fiat 1300. Но на самом верху решили иначе.

К своему переднеприводному будущему 124-й максимально близко подошел на прототипе FIAT 123E4. Да-да, 'копейка' 'жигулей' могла выглядеть именно так…

Умудренный опытом Джакоза, конечно, не стал открыто спорить с начальством, а решил действовать хитрее. Первые предложения по модели Fiat 124, получившей цифровое обозначение по индексу нового двигателя, Данте представил на суд высшего фиатовского жюри, включая президента Витторио Валетту, в конце декабря 1963-го. Колесную базу по сравнению с донорским Fiat 1300 удлинили на 5 см, колею расширили на 4 см. Все в точном соответствии с инструкцией сверху. Правда, во время обсуждения макета итальянское «политбюро» распорядилось еще немного увеличить габариты, кроме того, все окончательно сошлись на использовании трансмиссии от модели Fiat 1300. И тут же Джакоза начал бомбардировать начальство соображениями на счет перспектив, вернее — их отсутствия, заднеприводной концепции.

Один из заключительных вариантов 124-го. Ручки дверей уже серийные, клыки на бампере — нет

— Машина очень быстро потеряет привлекательность для покупателей, — взывал к разуму Валетты и Ко умудренный сединами инженер. — Ее консервативная конструкция может устареть еще до того, как машина встанет на конвейер!

Напротив, Данте всячески нахваливал проект 123 E4 («Подождите немного, в марте будут готовы первые ездовые прототипы»!), приводя в качестве аргументов солидные потребительские преимущества модели. Скажем, по простору салона 123-й на равных соперничал с престижной 6-цилиндровой моделью Fiat 1800 и при этом весил всего 750 кг.

Традиционная заднеприводная схема серийного 124-го. Обратите внимание на тормозные диски по кругу

Аргументы Джакозы выслушивались с неизменным интересом, но и только. Резкие смены курса — это вообще не стиль фиатовского руководства. Вот и сейчас Валетта решил оставить все как есть…
А вскоре в руководстве туринской компании грянули кадровые изменения.

Начальником Automobile Technical Office, занимавшегося разработкой серийных моделей, назначили Оскара Монтабоне, а Джакоза в большей степени сосредоточился на работе с перспективными моделями и концептами. Монтабоне, в отличие от Джакозы, не стал заморачиваться досужими измышлениями о том, что классический привод уже отживает свое в массовом сегменте, а просто принялся за дело.

В итоге получилось то, что получилось. Вот он классический во всех смыслах FIAT 124

Кстати, над проектом модели 124, кроме его группы, параллельно трудилась и другая инженерная команда под началом Адольфо Мессори. Мы же говорили, что в плане эффективности рабочих процессов и путанной субординации FIAT середины прошлого века — это натуральный балаган.

Впрочем, капиталистическое соревнование в конечном итоге пошло проекту на пользу. Более удачным из двух конкурирующих прототипов признали автомобиль Монтабоне, зато с машины Мессори на серийный вариант Fiat 124 перекочевала задняя пружинная подвеска — легкая, комфортабельная и драйверская. И вообще, несмотря на весь скепсис Джакозы, 124-й получался далеко не таким уж отсталым.

К делу, конечно, не относится, но любопытная картинка. Взгляните как выглядела поздняя версия 124-го для североамериканского рынка со стандартизированными фарами и противоударными бамперами. Ужас ведь!

Четырехцилиндровый рядный 1,2-литровый мотор, сконструированный Аурелио Лампреди, создателем знаменитых гоночных двигателей Ferrari и Alfa Romeo, развивал мощность 60 л.с. при 5600 об/мин и максимальный крутящий момент 87 Нм при 3400 об/мин. Для гоночных подвигов, конечно, маловато, но 20 секунд до сотни у бюджетной модели середины 60-х — это очень даже ничего.

К тому же компактные размеры мотора даже при продольном расположении позволили минимизировать свесы кузова, а щедрая прибавка к колесной базе и колее помогли скроить весьма просторный интерьер. При длине чуть больше четырех метров 124-й получил широкие боковые двери и, что важнее, вполне вместительный для четверых взрослых салон. Небольшие колесные ниши одновременно облегчили посадку и добавили пространства в ногах сидящих спереди. Сравнительно крупный объем багажника обеспечило вертикальное расположение 36-литрового бензобака и запасного колеса.

FIAT 124 с интересом изучают советские товарищи. 'Москвич', загрустивший на заднем плане, кажется все уже понимает…

Удачное сочетание высокой плавности хода и достаточно острой управляемости — заслуга пружинной задней подвески с реактивной трубой. Для середины 60-х — отнюдь не выбор по умолчанию, да и прежние модели «Фиата» довольствовались рессорами. Отметим также дисковые тормоза по кругу и удачный, лаконичный и чистый, дизайн, разработанный специалистами центра стиля FIAT.

Иными словами, задумывавшаяся как бюджетная модель на старом багаже, 124-й по факту получился созданной чуть ли не с чистого листа машиной. Если не считать передних фар от модели 850 и коробки передач от Fiat 1300, во всем остальном автомобиль оказался совершенно новым. Да, новичок был заднеприводным, но для надежности это даже неплохо. Ведь ресурс тех же ШРУСов в ту пору заметно уступал нынешним показателям.

Первый ВАЗ сильнее отличается от 124-го чем принято думать… И, кстати, далеко не в худшую сторону…

Аккуратный и миловидный седан впервые представили на Женевском автосалоне в марте 1966-го, а спустя некоторое время жюри конкурса Европейский автомобиль года присудило 124-му первый приз. Впрочем, главная победа машины датируется другим числом — 15 августа 1966 года. Именно в тот день Министерство внешней торговли CCCР и FIAT подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки автомобиля и сборочного предприятия в Тольятти.

Эта и следующие фотографии наглядно демонстрируют, что искусство рекламной фотографии во времена СССР находилось в зачаточном состоянии )))

Источник


Источник: "Отставить полный вперед!" - почему "копейка" могла быть переднеприводной
Опубликовал:
Теги: дизайн история модель автомобиль Фотография

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему в Мертвое море нужно заходить спиной вперед и нельзя плавать на животе
Почему в Мертвое море нужно заходить спиной вперед и нельзя плавать на животе
16
Мужской журнал 10:01 20 ноя 2020
Как может подвести водителя полный привод авто
Как может подвести водителя полный привод авто
5
Авто-Тема 09:44 15 янв 2024
ВАЗ-2101–80 — как могла выглядеть «Копейка» после глубокой модернизации
ВАЗ-2101–80 — как могла выглядеть «Копейка» после глубокой модернизации
0
Авто-Тема 09:40 14 окт 2021
Полный список преступлений Навального
Полный список преступлений Навального
203
Ваши новости 04:01 29 янв 2021
Возрожденная «Победа»: какой она могла бы быть
Возрожденная «Победа»: какой она могла бы быть
16
Авто-Тема 15:04 15 мар 2018
Нам бы такие ВАЗ-21013: экспортная «копейка» для Нидерландов
Нам бы такие ВАЗ-21013: экспортная «копейка» для Нидерландов
2
Авто-Тема 08:11 12 дек 2021
Странности воззвания генерала Ивашова: призыв отставить Путина заметили на четвертый день
Странности воззвания генерала Ивашова: призыв отставить Путина заметили на четвертый день
61
Ваши новости 03:01 10 фев 2022
10 причин, почему «слишком умной» быть плохо
10 причин, почему «слишком умной» быть плохо
0
Все о работе руками 20:01 09 июн 2019
17 детей, благодаря которым родители напились валерьянки на всю жизнь вперед
17 детей, благодаря которым родители напились валерьянки на всю жизнь вперед
3
Мужской журнал 12:01 28 дек 2019
Орловец после отказа залить полный бак специфически наказал АЗС
Орловец после отказа залить полный бак специфически наказал АЗС
12
Авто-Тема 23:36 30 май 2018
КОМУ НЕЛЬЗЯ ПРИВИВАТЬСЯ "ЭПИВАККОРОНОЙ" - ПОЛНЫЙ СПИСОК ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ
КОМУ НЕЛЬЗЯ ПРИВИВАТЬСЯ "ЭПИВАККОРОНОЙ" - ПОЛНЫЙ СПИСОК ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ
11
Ваши новости 10:01 10 окт 2021
Почему «Жигули» перестали быть «Жигулями» и стали «Ладой». Рассказываю причины.
Почему «Жигули» перестали быть «Жигулями» и стали «Ладой». Рассказываю причины.
8
Авто-Тема 07:33 08 апр 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства