Компактный Pontiac Tempest первого поколения интересен тем, что имел двигатель спереди и коробку передач сзади. Презентация автомобиля прошла в рамках Парижского автосалона в октябре 1960 года. Линейка включала двухдверный хардтоп*, четырехдверный седан и пятидверный универсал.
Автор: Андрей Калинин
Фото: Pontiac
Tempest появился на свет в результате решения Pontiac выйти на рынок компактных автомобилей и повторить успех Chevrolet Corvair. Первоначально задуманный как клон Corvair, новый Pontiac должен был создаваться в рамках межотраслевой программы под кодовым названием X-100. Джон З. Делореан, главный инженер и генеральный менеджер Pontiac, приступил к разработке компактного автомобиля, в котором использовались некоторые компоненты от существующих автомобилей GM.
Машину «посадили» на новую платформу Y от General Motors – она также использовалась моделями Buick Special и Skylark, Oldsmobile F-85 и Cutlass. При этом у Pontiac Tempest было несколько особенностей, отличавших его от других компактных автомобилей GM. В качестве силового агрегата выбрали рядный четырехцилиндровый Trophy 4 объемом 3186 куб. см, полученный путем раздвоения восьмицилиндрового Trophy 8.
Крутящий момент передавался на задние колеса через коробку передач, расположенную сзади, с помощью гибкого приводного вала. К этому шагу разработчиков подвиг тот факт, что они захотели использовать платформу Corvair, которая предполагала заднемоторную конструкцию, где не было этого самого приводного вала. Оригинальное решение с двигателем спереди и коробкой передач сзади заметно улучшило распределение веса на обеих осях в соотношении, очень близком к идеалу (50:50). Независимая подвеска всех колес также способствовала неплохим ездовым качествам.
Что известно о моторах
Четырехцилиндровый Trophy 4 к тому времени не был откровением, более того, он успел зарекомендовать себя своей эффективностью. К тому же, для Pontiac было удобно, что, благодаря своей конструкции, он мог выпускаться на одной линии с двигателем V8 389.
Фото: Pontiac
На выбор было предложено 3 модификации этого двигателя. Экономичная версия с низкой степенью сжатия 8,6:1 и карбюратором с одной смесительной камерой имела мощность 112 л.с. С этим мотором 1320-килограммовый Tempest развивал скорость более 150 км/ч. Модификация со степенью сжатия 10,25:1 и простым карбюратором имела 140 л.с. А топовый вариант (10,25:1) использовал четырехкамерный карбюратор и выдавал 157 л.с. при 4800 об/мин (292 Нм при 2800 об/мин). С таким агрегатом седан разгонялся до 173 км/ч.
Отзывы о моторе Trophy 4 были, в целом, положительные, особенно в плане его надежности. Однако при недостаточном техобслуживании двигатель надоедал своим шумом. В дополнение к серии Trophy 4 владельцы машин 1961 и 1962 г.в. могли выбрать Tempest с алюминиевым двигателем Buick V8 215 объемом 3,5 литра и мощностью от 157 до 218 л.с. Говорят, что в пользу этого силового агрегата проголосовало 3660 клиентов.
1961 год
На момент своего запуска Tempest предлагался в кузовных версиях четырехдверного седана и пятидверного универсала Safari. В конце 1961-го к ним добавились две двухдверные модели, одной из которых было присвоено название LeMans. Машины обладали горизонтальной решеткой радиатора, разделенной как бы на два овала со встроенными в них двойными круглыми фарами.
Фото: Pontiac
Закругленные переднее и заднее стекла имели острые углы, а боковины кузова отличались хорошо заметным выступом, спускающимся от колесных арок передних колес к частично закрытым задним колесам. В свою очередь, универсал Safari имел по 3 боковых окна с каждой стороны и объемное багажное отделение.
Колеса были 15-дюймовые колеса, тормоза - барабанные 23-дюймовые. Выбор трансмиссий традиционный: трехступенчатая «Механика» с рычагом переключения передач на рулевой колонке либо двухступенчатый «автомат», управляемый небольшим рычагом на приборной панели. Кондиционер, транзистор, омыватель передних стекол, ремни безопасности предлагались за дополнительную плату, поскольку еще не были обязательными с точки зрения законов о безопасности.
1962 год
В 1962 модельном году Tempest стали предлагать в 4 вариантах кузова: четырехдверный седан, пятидверный универсал, двухдверное купе и кабриолет. Улучшенные купе и кабриолет с откидными передними сиденьями получили обозначение LeMans.
Фото: Pontiac
Модели 1962 года по-прежнему имели двойные фары, но слегка видоизмененное «лицо» с горизонтальной решеткой радиатора. Посередине красовалась большая эмблема Pontiac. Новинкой стала полностью синхронизированная четырехступенчатая механическая коробка передач с рычагом переключения передач.
1963 год
Этот год принес прошел под знаком своеобразной независимости серии LeMans – на не приходилось чуть ли не 50% производства всех версий Tempest. Машины 1963 года назывались «старшие компакты» и были немного крупнее (4935 мм в длину) и тяжелее, чем модели 1961 и 1962 г.в.
В этот год Pontiac Tempest поставлялся в фирменные шоу-румы в кузовах «седан», «универсал», «двухдверное купе» с жестким верхом и «кабриолет». Стилистически автомобиль вернулся к типичному «носу» в середине решетки радиатора, при этом углубления по бокам немного изменились.
Фото: Pontiac
Самая мощная версия теперь оснащалась раздвоенным восьмицилиндровым двигателем объемом 5 343 куб. см (больше, чем у Chevrolet Corvette) мощностью 264 л.с. и 477 Нм крутящего момента. Новая версия АКПП получила название Tempes Torque и была способна работать с более высоким крутящим моментом V8. Мотор покупателям понравился - из 131 490 «Темпестов» и «Леманов», проданных в 1963 году, более половины были оснащены как раз таки им.
Пожалуй, самыми известными Pontiac Tempest можно считать 12 автомобилей повышенной проходимости, построенных к Рождеству 1962 года для гонок NHRA в заводском экспериментальном классе.
За 3 года в Саут-Гейт, штат Калифорния, было собрано 375 766 ед. Pontiac Tempest первого поколения. В 1964-м они были заменены на Tempest второй генерации. Всего у автомобиля сменилось 4 поколения – последнее продавалось в период с 1987 по 1991 годы. В 2008 году купе Tempest Super Duty, принадлежащее Стэну Антлосеру, было выставлено на аукцион eBay и продано за 226 521 доллар.
Прим. редакции: хардтоп - от англ. hardtop - дословно «жёсткий верх» - кузов, в котором не применяется центральная дверная стойка. Наподобие кабриолета, но с жесткой несъемной крышей.
Комментарии (0)