О том, что обгон справа запрещён, многим водителям рассказывали ещё в автошколе. Это ограничение осталось в памяти спустя долгие годы, но правила дорожного движения не стоят на месте и постоянно корректируются. Споры о правомерности обгона справа не утихают до сих пор, поэтому давайте разбираться, могут ли оштрафовать за подобный манёвр и почему он стал вызывать так много вопросов.
Термин "обгон справа запрещён" всегда приводил к дискуссиям, так как в зависимости от дорожной ситуации его можно трактовать по-разному. Например, спорная ситуация возникает, когда одно транспортное средство стоит на перекрёстке для поворота налево, а другое объезжает его справа, потому что едет прямо. До определённого момента даже такой манёвр формально считался нарушением, но изменения, внесённые в ПДД, позволили избежать разночтений.
Фактически словосочетание "обгон справа запрещён" было народной формулировкой, которая не закреплялась в правилах. Стандартами предусматривалась другая фраза, которая гласила:
Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны.
В начале 2010-х годов эта норма вовсе пропала из ПДД и была заменена другими правилами. Одновременно с этим прошли ещё более значительные изменения по этой теме.
Сейчас в правилах дорожного движения чётко разделены понятия "опережение" и "обгон". Под первым манёвром понимают любое движение быстрее другого попутного транспортного средства по соседней полосе. Обгон – это такой вид опережения, который связан с выездом на полосу встречного движения. Чаще всего данный манёвр выполняют на двухполосной трассе, когда опередить более медленное ТС попутного направления получится только по встречной.
Получаем, что в современных реалиях словосочетание "обгон справа" носит нереалистичный характер. Встречная полоса движения находится слева, в то время как по правую сторону находится обочина, ехать по которой нельзя, даже если она заасфальтирована. Но как же быть с опережением, которое тоже можно выполнить справа от другого транспортного средства?
Логика движения по дорогам общего пользования такова, что более быстрые ТС едут в левых полосах. Именно поэтому правила дорожного движения предписывают ехать в правом ряду, если он свободен. Исследования показывают, что такой принцип позволяет значительно увеличить безопасность на дорогах за счёт снижения числа перестроений.
Однако правила дорожного движения не запрещают опережать другое транспортное средство справа. Например, если в левой полосе едет медленный автомобиль, то можно перестроиться в соседний правый ряд и объехать его без нарушения.
Комментарии (0)