80 лет назад, в 1941 году, было начато массированное наступление Красной армии вблизи Москвы, не только ставшее первой серьезной победой за время войны, но и позволившее полностью изменить ее ход.
В совершении этого подвига принимала участие и военная техника. Помимо известных всем Т-34, КВ и «Катюши», существовали и герои с меньшей известностью.
БА-20. Бронированный автомобиль, представлявший собой смесь грузовой машины и танка, в качестве типа боевой техники на порядок старше последнего. Появление первых пробных единиц состоялось еще в англо-бурской войне 1899 года. По большей части параметров они соответствовали легким танкам, но выпускать их было намного дешевле.
БА-20 образца 1936 года стал одним из бронированных автомобилей с наиболее массовым производством. В очертаниях машины с легкостью можно узнать ГАЗ-М1, с дополнением в виде брони и башни, на которую устанавливался пулемет Дегтярева.
По причине достаточно скромного вооружения и степени защиты, его задачи были ограничены исключительно разведкой и штабными функциями. Хотя во время войны не важные задачи отсутствовали.
БА-10. Данный бронированный автомобиль стал намного более грозным оружием. Разработка его осуществлялась на Ижорском заводе вблизи Ленинграда. Постройка выполнена на основе грузового автомобиля ГАЗ-ААА с колесной формулой 6х4.
В большей степени конструкция держалась на двух задних мостах, что дало возможность улучшить вооружение. На автомобиле размещались не только два пулемета, но и поворотная башня с пушкой калибра 45 мм, взятой от танка Т-26. Толщину брони сделали 10 мм.
Отличительной чертой автомобиля становилась скорость. По шоссе он передвигался со скоростью 50 км/ч, по пересеченной местности – порядка 20. К сожалению, большая часть такого транспорта была в числе потерь первых месяцев войны в процессе отступления. Бронированный автомобиль был способен оказывать неплохое сопротивление бронетехнике врага.
СТЗ-5 «Сталинец». Когда речь заходит о технике победы, часто упоминается и вспомогательная, в самих боях участия не принимавшая. СТЗ-5 - один из тягачей для артиллерийских орудий, получивший наибольшую степень известности. Но таких машин в регулярных частях было недостаточное количество на протяжении всей войны.
Представлял собой этот трактор военный вариант гражданского, созданного на Сталинском тракторном заводе. Кабину было принято решение сместить вперед, а мотор находился между водителем и одним пассажиром, в качестве которого выступал командир орудия. Остальные артиллеристы помещались в грузовом отсеке с боеприпасами. Машина показывала отличную проходимость и перевозила прицепы, массой до 4,5 тонны. Единственным отрицательным моментом стало ограничение по количеству единиц.
Т-20 «Комсомолец». Если предыдущий тягач занимался только доставкой снарядов к месту боев, то этот мог вступить в бой и самостоятельно. Он являлся тягачом переднего края, благодаря которому расчет орудия мог за короткое время сменить позицию. Близость к переднему краю определила и еще одну конструктивную особенность в виде наличия брони. Листы её имели толщину 10 мм, и обеспечивали защиту экипажа от стрелкового оружия и осколков, а ответный огонь велся из расположенного впереди пулемета ДТ.
Основным минусом этого тягача также стало недостаточное количество выпускаемой техники.
Эти транспортные средства были одними из тех, что внесли свой вклад в Великую Победу.
Комментарии (0)