Текст:
Приборы способны в движении фиксировать превышение скорости, нарушения правил парковки и разметки, выезд на обочину, выделенную полосу, проезд на красный и другие нарушения. По мнению экспертов, эта идея может быть правильной, но очень дорога в исполнении: эти камеры стоят почти 5 млн рублей
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
В следующем году ГИБДД начнет закупать системы мигалок для патрульных машин со встроенными камерами, радарами и технологией распознавания номеров,
О намерении использовать эту систему в ГИБДД заявили еще в 2019 году. В пилотном режиме камеры с рассылкой штрафов уже применяют в Смоленской области, Якутии, Дагестане и других регионах, но массовых закупок по линии МВД не было.
Приборы способны в движении фиксировать превышение скорости, нарушения правил парковки и разметки, выезд на обочину, выделенную полосу, проезд на красный и другие нарушения.
Продолжит участник рабочей группы по разработке ГОСТ на комплексы автофиксации Григорий Шухман.
Григорий Шухман
участник рабочей группы по разработке ГОСТ на комплексы автофиксации
«В случае парковки и измерения скорости возможно вынесение автоматической фиксации нарушения правил дорожного движения, потому что будет идти запись, и материал будет передаваться в центр фотовидеофиксации. В случае других нарушений есть проблемы, потому что, допустим, нарушение разметки, как правило, сейчас в комплексе фиксируется сверху, чтобы было видно ситуацию и, во-вторых, как правило, эти зоны размечаются. То есть стационарная камера обучается не по реальной разметке, а наносится виртуальная разметка, и дальше выделяется транспортное средство на дороге и смотрится, происходит нарушение или нет. Как это будет происходить в движении, в произвольном месте, непонятно, потому что у нас и разметка бывает стертая, и видимость не очень, и в принципе фиксация идет не сверху, а именно примерно с уровня машины. На мой взгляд, кроме парковки, скорости и, возможно, мониторинга машин по разным базам типа угнанных, не прошедших осмотр и так далее, все остальное будет идти в ручном режиме. Если инспектор что-то увидел на дороге, что, по его мнению, представляет нарушение ПДД, он может нажать кнопку, виртуальную или реальную и, соответственно, будет фиксироваться доказательная база. Измерение скорости движения применяется уже давно, в этом случае камеры обычно стояли в салоне транспортного средства. Ни один радар, ни один разработчик не гарантирует, что его комплекс всегда будет работать безошибочно. Если у нас есть стационарная камера, у нас есть единое поле обзора, контрольная зона, и мы можем в принципе сопоставить материалы, попытаться понять, была ошибка или нет. В случае подвижных комплексов у нас есть проблема, потому что эти измерения происходят каждый раз в новом месте, и у нас носитель тоже движется с разной скоростью. Каким образом владельцы смогут доказать ошибку камеры? На данный момент эта проблема нерешаема».
За период использования технологии в пилотном режиме она доказала свою востребованность, отмечают участники рынка. Помимо фиксации нарушений ПДД, с помощью камер можно искать граждан из базы розыска. Также есть опция подключить внутрисалонную камеру, чтобы снизить уровень коррупции.
Что касается ошибок, в системе есть защита от них, объясняют эксперты. Скорость патрульной машины измеряется двумя независимыми способами — радарным и по GPS, и если они не совпадают, то материал автоматически уходит в корзину, штрафа не будет. Продолжит автоюрист Сергей Радько.
— Эта идея может быть правильной, но лишь частично, по той причине, что, во-первых, эти камеры очень дорогие, и стоят они почти 5 млн рублей. По сути, комплекс будет дороже того автомобиля, на который он устанавливается. Второй минус тот, что если камера находится на крыше легкового автомобиля, то у нее обзор довольно ограничен, и выявление этих нарушений технически возможно, но оно менее вероятно, чем привычными нам комплексами. Поэтому думаю, что эти камеры вряд ли сильно изменят ситуацию на дорогах.
— Эта технология может уйти в частные руки?
— Мы такое наблюдаем, в Московской области есть автомобили, которые стоят на обочине, это автомобили не ГИБДД, это не патрульные машины, это какие-то загадочные структуры ставят на крышу эти камеры и, соответственно, фиксируют скорости. Пока они ставят камеры стационарные, которые фиксируют нарушения только при их стационарном положении этого автомобиля, но если появятся системы, которые позволяют, допустим, фиксировать превышение скорости в движущимся автомобиле, то не исключено, что частники захотят такую игрушку получить. А поскольку она очень дорогая, то, естественно, возникает прямое желание и стимул как-то сделать так, чтобы она как можно больше выявляла штрафов и окупалась, приносила прибыль. Это лишь предположение, но основанное на том опыте, который мы сейчас все знаем и имеем.
Стоимость одной системы мигалок со встроенными камерами — 4-5 млн рублей. В России сейчас два производителя таких устройств: московское предприятие «Технологии распознавания» и смоленская фирма «Арсенал 67». Ее гендиректор рассказал «Коммерсанту», что к апрелю 2023 года планируется построить завод по производству новых систем в рамках совместного предприятия с «Ростелекомом».
Комментарии (1)