Телевизионный ЛиАЗ — один из наиболее редких представителей марки: за 14 лет "серийного" производства их было выпущено всего 173 штуки (из них — 96 "Магнолий"). В деле их давно не применяют, заменив более прогрессивной техникой, потому до наших дней дошли считанные единицы "телеящиков". В продаже их тоже не сыскать: товар слишком специфический, а придумать хоть какое-то альтернативное применение такой машине — практически нереально.
Музеев и коллекций, готовых связываться с подобной техникой, и того меньше — на такой машине не заработаешь на кино и покатушках, как это практикуется с обыкновенным "Луноходом". Тем ценнее образец "Магнолии", который, вопреки всем обстоятельствам, дожил до наших дней.
На территории ГТРК ''Курган''. Фото из объявления о продаже, весна 2015
Необычная история этой машины началась… с объявления о продаже, повешенного на разные доски объявлений. Широкая общественность возбудилась: ликинские "телеящики" давно отнесены в разряд краснокнижных зверей, а тут — нате! И дёшево… Да только далеко, и неподъёмно для частника: обсудили, и забыли.
''Магнолия'' на территории ГТРК ''Курган''. Фото из объявления о продаже, весна 2015
Но, машине повезло в первый раз: её выкупил московский бизнесмен, который вдохновился советскими автобусами и решил прособирать коллекцию. Человек отправил эмиссара в Курган, выкупил машину, организовал её перевозку тралом из Зауралья — и сразу в реставрацию, в мастерскую ветеранов завода в Ликино-Дулёво.
''Магнолия'' в процессе восстановления у мастерской в Ликино, лето 2015
"Автобусу" немало досталось за годы работы, а за годы простоя — так тем более. Ржавчина, помятые кузовные элементы — всё это потребовало работы мастеров. Смета проекта, вместе с восстановлением, покупкой и перевозкой, перемахнула за миллион рублей: не всякий способен выложить такую сумму даже за очень редкую машину.
''Магнолия'' в процессе восстановления у мастерской в Ликино, лето 2015
И вот, в конце сентября, машина торжественно покинула бокс — своим ходом, сияя глянцем на осеннем солнце! Об этом торжественном был отдельный пост.
Покатушки вокруг мастерской
В автобус был установлен двигатель ЗИЛ-130 вместо ''правильного'' ЗИЛ-375Я7, зато автомат работал, как командирские часы
Всё телевизионное оборудование демонтировали продавцы, оставив от него лишь полки и мебель
За окошком и перегородкой — рабочий стол
Есть даже вешалки для одежды, а внизу в углу — воздуховод отопителя
Пульт управления отоплением и кондиционированием
Кабину также привели в идеальный порядок
Если вы думаете, что эта история закончилась хорошо — поспешу разочаровать.
Даже то, что машина попала в Москву, в руки "олигарха", вовсе не решило всех проблем — и даже создало новые.
После новогодних праздников я устроил паломничество на родину Луноходов, в Ликино-Дулёво. Среди прочих элементов культурной программы, мы посетили мастерскую ветеранов ЛиАЗа (в которой был выходной), и стоянку, где продолжал стоять курганский "телеящик". После того, как мы зарулили на территорию, в воздухе повисло множество бранных слов…
Зимовка отреставрированного ЛиАЗа в Ликино. Январь 2016
Как выяснилось позже, в двигателе была вода — ребята, выполнявшие работы, не думали, что машина зависнет у них до зимы. Итог был немного предсказуем: двигатель победоносно разморозили…
По весне автобус наконец-то перевезли тягачом из Ликина в Москву: там счастливый обладатель арендовал закуток на каком-то бывшем заводике в Коптево, куда и свёз прособранную им технику. ЛиАЗ обрёл надёжную охрану, но — при перегонке кто-то очень мудрый оставил его на ручнике.
Стоянка в московском Коптево. Лето 2016
Для незнакомых с ЛиАЗом надо пояснить. Ручной тормоз там нужен только как аварийный, экстренный, какой только угодно тормоз на случай крайней необходимости — но только не для стоянки! Поставив на "ручник" один раз — шансы растормозить автобус, не залезая под него с матюгами, минимальны. Так вышло и здесь: ЛиАЗ оказался наглухо заторможенным, и несколько дней потребовалось, чтобы сдвинуть его с места и подготовить к буксировке.
За время хранения, свежеокрашенный кузов ''зацвёл''. Соблюдайте технологию окраски!
Тем временем, у счастливого обладателя забарахлил бизнес: не вдаваясь в детали, коллекцию он выставил на продажу. За телеящик была назначена какая-то безумная цена, в духе трёх миллионов: но покупатель не ловился, и не рос кокос. Шли месяцы и годы…
Стоянка в Коптево, 12 декабря с.г. Пора просыпаться!
Коллекцию бизнесмена неожиданно выкупил один наш московский друг — оптом, двумя большими лотами. Несколько нужных ему единиц он оставил себе, а часть машин продал. Телевизионный ЛиАЗ, не зная, что с ним делать и куда девать, он решил передать в надёжные и добрые руки: в Петербургский музей автобусов СПб ГУП "Пассажиравтотранс".
Первые метры за долгое время — на буксире
Пока суть да дело, решали, как перевозить экспонат. Своим ходом — без шансов, двигатель разморожен, да и состояние после двух лет простоя вызывало сомнения. На трале — либо вся конструкция не пройдёт по высоте, либо стоимость перевозки пробивает небосвод. Привлекли старого друга всех музейных автобусов ПАТа — эвакуатор-трансформер на базе четырёхосного MAN TGS, работающий ныне в автобусном парке №5.
MAN TGS из АП-5 — лучший друг ретроавтобусов, и постоянный участник музейных экспедиций
Вверх!
Для буксировки в Петербург потребовалось скинуть передние колёса: так машину проще вписать в лимиты по высоте
Песне ты не скажешь ''до свиданья'', песня не прощается с тобой (=
И — благополучный финиш. Санкт-Петербург, Автобусный парк №1
Теперь автобус в надёжных руках. Уже в мае с ним смогут познакомиться гости грядущего парада транспорта, и в весьма неожиданном качестве.
Видеосюжет с этой машиной в первой жизни, не могу не поделиться:
Комментарии (0)