В Советском Союзе производили легковые автомобили «Волга», «Запорожец» и «Москвич», позднее появились «Жигули», аналогом которых был итальянский Fiat-124. За «железный занавес» в единичных экземплярах проникали иномарки, вызывавшие неподдельный интерес у простых советских людей, такими машинами владели знаменитости и политические деятели.
Популярностью в СССР пользовался журнал «За рулём», выходивший большими тиражами. Самой первой иномаркой, появившейся в Советском Союзе, считают лимузин Rolls-Royce, которым пользовался глава страны Владимир Ленин. Машина стала принадлежать ему после её экспроприации у царской семьи.
Первым импортным автомобилем, который был официально ввезен в страну, считают Renault, принадлежавший поэту Владимиру Маяковскому. Машину ему привезли прямо из Парижа в конце 20-х годов, в то время Ленина уже не было в живых.
В начальном периоде становления Советского Союза личные автомобили иностранного производства могли позволить себе лишь популярные артисты и высшие чиновники.
К примеру, американским Ford-А владела оперная певица Антонина Нежданова. Она открыла новую моду, тогда стали считать, что звёзды достойны подарков в виде автомобилей. Вскоре у балерины Лепешинской появился Ford V8, в то же время популярная актриса Любовь Орлова стала обладательницей эксклюзивного Packard-120.
Ввиду начавшейся моды на машины зарубежных брендов, некоторые звёзды, возвращаясь с зарубежных гастролей, привозили с собой автомобили.
В ходе Великой Отечественной войны из США в Советский Союз поставлялись армейские грузовики и компактные внедорожники для командирского состава.
Некоторые из джипов позднее перешли к высшим армейским чинам. Из Германии в качестве трофеев в СССР в 1945-1947 годах активно завозились легковые машины. Власти лояльно относились к тому, что генералы ездят на иномарках. Популярностью в народе пользовались простые и надёжные модели Opel, на основе которых вскоре создали легендарный «Москвич-401».
Позднее, в 60-е годы, в Москве появились шикарные иномарки. На машинах стояли дипломатические номера, так как они были приписаны к внешнеполитическим ведомствам разных стран. Вместе с тем им запрещалось выезжать за пределы кольца диаметром 101 километр. Верхушка ЦК КПСС также владела автомобилями такого класса.
Ярким примером является любовь генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева к иномаркам. Политик отличался страстью к быстрой езде за рулём. Учитывая данное увлечение Брежнева, некоторые лидеры зарубежных стран преподносили ему подарки в виде роскошных автомобилей.
Среди советских звёзд 70-х годов иномарками владели бард Владимир Высоцкий и актёр Андрей Миронов. У Высоцкого за его недолгую жизнь было не менее пяти различных моделей, среди которых два BMW, два Mercedes и один Renault 16. Миронов после ГАЗ-21 «Волга» пересел на BMW 3-Series, хотя мечтал о Mercedes-Вenz. Цирковой артист и актёр Юрий Никулин также владел иномаркой, хотя с уважением относился к ГАЗ-21 и ездил на 5-дверном универсале.
Лидером по количеству иномарок считался журналист-международник В. Луи. Он владел немецкими Porsche, и Mercedes, шведским Volvo, американским Ford Mustang, английским Land Rover и другими иномарками.
Музыкальный деятель Арно Бабаджанян ездил по Москве на 8-летнем автомобиле «Империал де барон», в свою очередь Никита Богословский приобрёл желанный Мercedes-Вenz. Наряду с этим наблюдались трудности с запчастями и техническим обслуживанием. Владельцам престижных иномарок приходилось искать мастеров автосервиса, которые могли бы обслужить данную технику.
В Москве в середине 70-х годов имелось специализированное СТО в Медведково, которое обслуживало автомобили зарубежного производства, принадлежавшие частным владельцам. Количество таких лиц постоянно росло, знакомство с механиком данной станции было крайне ценным. В то же время для высших политических чинов открыли гараж в Управлении делами дипломатического корпуса, который обслуживал такие машины.
Наблюдались трудности с топливом, в иномарки заливали советский бензин, октановое число которого не соответствовало западным стандартам. В таком случае наблюдался перегрев мотора, детонирование и выход ДВС из строя. Тогда обладатели иномарок поняли, что необходимо заправляться высококтановым бензином. Такой заправкой стала АЗС на Кропоткинской.
Вскоре к политикам и артистам присоединились офицеры Советской Армии, которые проходили службу за границей. Они стали привозить из-за рубежа подержанные иномарки, в дальнейшем таким же образом стали поступать моряки заграничного плавания. Они также покупали автомобили с пробегом.
Обладание иномаркой по-прежнему считалось престижным делом, по данной причине многие обеспеченные люди в Советском Союзе предпринимали усилия, чтобы стать владельцем пусть даже подержанной машины, но обязательно зарубежного производства.
С развалом Советского Союза поток иномарок в Россию увеличился в десятки, а затем в сотни раз. В настоящее время поклонники зарубежных брендов могут стать обладателями седанов, лифтбеков, купе, практичных кроссоверов и вновь входящих в моду универсалов.
Комментарии (0)