Учимся отличать залоговые машины
Если вы купили авто с пробегом, а он оказался залоговым – вам крупно не повезло. Автомобиль у вас – последнего владельца – конфискуют безвозмездно. Мы расскажем, как не попасть в такую ситуацию.
КОНФИСКАЦИЯ У НЕВИНОВНЫХ
Обычно проблемными являются машины, купленные в кредит – они находятся в залоге у банка. Их продают от безденежья, когда кредитная ноша становится непомерной, либо же с целью прямой наживы на мошеннической схеме.
Кредитный автомобиль можно заложить в ломбард или другой банк для получения нового кредита. Причем в отдельных случаях мошенники проделывают это сразу в нескольких кредитных организациях.
После того, как банк, который профинансировал покупку авто, перестает получать ежемесячные платежи по кредиту, через суд на машину накладывается запрет регистрационных действий, а в отдельных случаях она объявляется в розыск. При обнаружении ее арестовывают, отправляют на спецстоянку, после чего продают в пользу банка для погашения остатка долга.
Последний владелец остается без денег и без машины. Его перспективы – в судебном порядке расторгнуть договор купли-продажи автомобиля. Сделать это вполне реально, а вот получить деньги с продавца, особенно если он профессиональный мошенник, очень трудно. Порой человека просто не удается найти.
ГРУППА РИСКА
Концентрация залоговых автомобилей существенно выше для относительно новых машин: до 3-5 лет. Особое подозрение вызывают совсем новые автомобили (до 1 года), внезапно выставленные на продажу, иногда с хорошим дисконтом. Кроме того, подозрение должна вызывать частая смена владельцев: речь может быть не только о залоговом, но и проблемном авто вообще. В любом случае, если машина сменила за последние несколько лет множество хозяев, нужно иметь в виду, что где-то в этой цепочке ее могли заложить или купить в кредит (например, в салоне официального дилера, куда она была сдана в trade-in). При этом судебные притязания к предыдущим владельцам осуществить сложнее – иногда они просто «вне зоны доступа».
Копия паспорта технического средства (ПТС) у относительно новой машины – весьма дурной знак. Нередко (хотя и не всегда) банки хранят ПТС кредитной машины в качестве дополнительного обеспечения залога, поэтому ушлые продавцы делают в ГИБДД копию, ссылаясь на потерю документа. Об этом свидетельствует штампик или надпись «Дубликат» в «Особых отметках» паспорта, а также «молодая» дата выдачи документа.
Большинство экспертов не рекомендуют связываться с такими машинами, исключение – откровенно подержанные экземпляры. Меньше подозрений вызывают копии ПТС, выданные взамен испорченному или полностью заполненному паспорту – при этом делается пометка о том, что предыдущий ПТС был сдан в ГИБДД.
Естественно, внимательным нужно быть к машинам с подозрительно низкой ценой. Это общее правило: помимо срочности продажи, низкая цена может маскировать битый экземпляр или находящийся в розыске. Поскольку сегодня продать машину можно на основании рукописного договора, злоумышленники терпеливо ждут «лоха», который в эйфории от низкой цены не удосужится все как следует проверить.
ПРОБИТЬ ПО БАЗЕ
Формально информация о залоговом статусе автомобиля должна поступать в ГИБДД, но в силу каких-то таинственных обстоятельств эта система в России практически не работает. В любом случае, снимать автомобиль с учета лучше в присутствии предыдущего владельца – это сокращает риск купить автомобиль с криминальным прошлым. Но, по словам участников рынка, залоговые автомобили попадают в базу ГИБДД обычно после первого скандала с ними, когда накладывается запрет на регистрационные действия.
Альтернативная проверка – база данных «Национального бюро кредитных историй». По словам представителей бюро, в настоящий момент база включает порядка 60% залоговых авто, информацию о которых добровольно предоставляют банки-партнеры. Это значит, что стопроцентной гарантии база НБКИ не дает, однако позволяет снизить риски, грубо говоря, в два раза. Чтобы проверить автомобиль по базе НБКИ, необходимо обратиться к одному из агентов бюро (список доступен на сайте). Услуга платная.
СОВЕТЫ ПЕРЕКУПОВ
Мы обратились к профессиональным перекупщикам за советом – как они избегают проблемных авто? Помимо описанных выше очевидных рецептов у каждого есть свои приемы, основанные в основном на изучении поведения продавца.
Многие продавцы кредитных авто, понимая, что совершают уголовное преступление, и, не имея соответствующего опыта, нервничают. Поэтому обязательный пункт программы: попытаться разговорить человека, выспросив нюансы приобретения и владения автомобилем, причем вопросы можно задавать повторно с разными уточнениями. Лжец зачастую путается в показаниях и проявляется все большую нервозность.
Например, один из способов развеять ваши сомнения – это предъявить полис КАСКО, где в качестве выгодополучателя значится сам владелец, а не банк-кредитор. Если владелец, например, обмолвился ранее, что подкрашивал бампер «чтобы не пропало КАСКО», но при этом отказывается показать вам договор страхования – это повод задуматься. Иногда доходит до смешного: полис КАСКО обнаруживается в бардачке, хотя владелец настаивал, что не делал страховку по кругу.
Если машина относительно новая и куплена владельцем в автосалоне вашего города, невредно назначить встречу близ дилерского центра и, пользуясь личными связями или обаянием, в присутствии владельца и с его разрешения запросить информацию о том, была ли машина куплена за наличный расчет или в кредит. Естественно, машину могли заложить позднее, но все-таки большинство кредито-мобилей выезжают с обременением сразу из дилерских центров.
Любая нервозность владельца, нежелание отвечать на простые вопросы, уклончивость или сбивчивые показания – это настораживающие сигналы.
Другое дело, что помимо мошенников-любителей, вынужденных продавать кредитный авто от безденежья, на рынке действуют и профессиональные преступники с готовыми легендами и навыками «убалтывания» клиентов.
Сегодня далеко не всегда можно купить подержанный автомобиль напрямую у владельца: «спелые» варианты быстро забирают перекупщики, которые заполоняют автообъявления и лучшие места на автомобильном рынке. В связи с этим существует и такая схема: посредник (перекуп) забирает машину у владельца, о чем составляется рукописный договор купли-продажи. Однако машина не снимается с учета – зачем? Она стоит на рынке или во дворе дома и ждет покупателя.
Для него сплетается несложная легенда, почему машину продает посредник, формально не являющийся ее владельцем (машина числится за прежним хозяином). Оформляется новый договор купли-продажи от лица предыдущего владельца, подпись которого подделывается. Схема плоха тем, что если машина в итоге окажется залоговой, отсудить что-либо будет проблематично – договор-то фактически фальшивый.
РЕЗЮМЕ
Итак, два главных способа проверки автомобиля на кредитное прошлое: внимательное изучение ПТС и база данных НБКИ. Далее следует целый список мероприятий, призванных прощупать владельца на предмет утайки информации. И хотя даже при выполнении всех условий стопроцентной гарантии, увы, не даст никто, чем больше положительных признаков у машины – тем меньше риск расстаться с ней через год-другой.
Комментарии (0)