Рынок гибридных и электрических легковых автомобилей переживает стадию активного роста во многих странах мира. Так, согласно данным Европейской ассоциации автопроизводителей, в 2021 году продажи гибридов с ДВС и аккумуляторными батареями впервые превзошли продажи дизельных автомобилей в Евросоюзе. За прошлый год в ЕС было зарегистрировано 1,9 млн гибридных и электрических транспортных средств с аккумуляторами, что на 800 тысяч единиц больше, чем за 2020 год. Что касается России, то на данный момент, по данным Автостата, парк гибридных и электромобилей составляет порядка 180 тысяч транспортных средств, 90% из которых приходится на гибриды, и есть предпосылки к тому, что с течением времени он также будет расти. С учетом пока еще неравномерной популяризации гибридных транспортных средств в разных странах, ожидается, что к концу текущего десятилетия число электромобилей и гибридных транспортных средств во всем мире увеличится как минимум до 20% от общего количества (в 2020 году эта цифра составила 12%).
«Что же могло послужить основанием для таких изменений, ведь гибридные транспортные средства – это отнюдь не новое изобретение? Основных причин несколько: во-первых, это стремление общества к безотходному потреблению и сокращению вредных выбросов в атмосферу, что подтверждают недавние анонсы и озвученные планы крупнейших автопроизводителей по переходу на экологичные виды транспорта, во-вторых, это тренд на экономию средств на топливо и снижение общего уровня шума в городах» - говорите Сергей Летуновский, генеральный директор ООО «Валволин Евразия»
Благодаря своей специфической конструкции и наличию сразу двух силовых установок гибридные автомобили прекрасно отвечают этим новым требованиям общества в рамках экологичности и повышенной эффективности. Электромотор помогает ДВС в случаях, когда на машину идет увеличенная нагрузка, например, при обгоне или подъеме. Это способствует снижению износа и сокращению расхода топлива. Кроме того, в некоторых случаях электродвигатель может помочь автомобилю проехать в городском цикле около 50-100 км без запуска двигателя внутреннего сгорания, что помогает свести к минимуму шум машины, а также снизить количество выбросов CO2. Также, при рекуперативном торможении подзаряжается аккумуляторная батарея, т.е. энергия не тратится впустую на нагрев тормозов.
Новые реалии рынка моторных масел
Однако существует и ряд проблем, с которыми так или иначе сталкивается владелец гибридного автомобиля. В связи со сложностью конструкции увеличивается как изначальная цена машины, так и потенциальные расходы на техническое обслуживание. Кроме того, конструкционные особенности гибрида требуют использования специализированных материалов и компонентов, в том числе моторных масел.
Моторные масла – один из основных элементов для защиты двигателя во время работы, и большая часть классических смазочных материалов не может полноценно функционировать в условиях действия сразу двух силовых установок. В связи с повторяющимся циклом «старт-стоп» температура смазочных материалов не поднимается до оптимальной отметки, а сам двигатель не нагревается настолько, чтобы из масла испарился водяной конденсат. Это может привести к дополнительному негативному воздействию на мотор, вызвав образование отложений, коррозии и окисления, что, в свою очередь, повышает износ, сводя преимущества от снижения нагрузки на ДВС в гибриде на нет. Помимо этого, смазочные материалы должны обладать соответствующими электрическими свойствами, ведь при работе в гибридном транспортном средстве не исключен их контакт с электромотором. Кроме того, при контакте с электромотором такое масло должно оптимально работать и при высоких температурах, ведь его средняя рабочая температура выше, чем у двигателя внутреннего сгорания, и может достигать 180°C.
В связи с этим специализированные моторные масла изготавливаются с применением инновационных присадок, которые эффективно борются с негативными последствиями присутствия воды, т.е. снижают износ деталей двигателя, защищают от коррозии и отложений, повышают водостойкость и антиокислительную стабильность масла.
Своевременное решение
Хотя Россия на данный момент и не полностью соответствуют уровню других европейских стран в своем стремлении по достижению углеродной нейтральности, новая версия стратегии низкоуглеродного развития, представленная Минэкономразвития в октябре 2021 года, показывает готовность страны развиваться в этом направлении. В связи с планами по стимулированию использования низкоуглеродных технологий это может повлиять и на транспортную отрасль, что приведет к росту рынка гибридных авто и электромобилей. В свою очередь это затронет рынок послепродажного обслуживания и смазочных материалов, и многие ведущие производители должны быть готовы к такому развитию событий уже сегодня.
Инновации всегда были краеугольным камнем деятельности Valvoline, и вывод летом 2021 года на рынок новинки, разработанной специально для гибридных автомобилей – еще один пример такого подхода. На данный момент линейка «умных» смазочных материалов состоит из трех моторных масел и двух трансмиссионных жидкостей, однако компания планирует активно развивать данный сегмент. Так, уже сейчас прорабатывается возможность создания гибридных смазочных материалов низкой вязкости (0W-16), а также ведется активный анализ обратной связи от потребителей с целью выявить основные направления для дальнейшего расширения портфолио в рамках отрасли.
Комментарии (0)