Поломка сцепления может застать водителя в самый неподходящий момент, когда до ближайшего сервиса придётся ехать километры. В сложившейся ситуации многие автомобилисты начинают искать возможности для буксира или вызывают эвакуатор, но зачастую такие меры излишни. Связка двигателя и механической коробки переключения передач позволяет передвигаться даже без использования педали сцепления. Таким образом можно проехать десятки километров, и знание алгоритма действий поможет в сложной ситуации.
Существует целый ряд причин, из-за которых система сцепления может перестать работать:
-
повреждение выжимного подшипника;
-
утечка в гидравлической системе;
-
поломка главного или рабочего цилиндров сцепления;
-
обрыв тросика;
-
деформация вилки сцепления и др.
Так или иначе, водитель теряет возможность влиять на работу системы. Педаль проваливается в пол и не возвращается или, наоборот, уходит в верхнее положение, но нажатие на неё ни к чему не приводит. После обнаружения неисправности важно выполнить правильный алгоритм действий, позволяющий остановить автомобиль в безопасном месте, а затем обдумывать дальнейшие действия.
Если поломка сцепления возникла в движении, то стоит сразу предпринять меры по аккуратной остановке. Имеющийся запас скорости стоит потратить на движение накатом до безопасного места. В ситуации, когда сцепление перестало работать на стоящем автомобиле, не составит труда включить первую передачу и начать ехать. Для этого необходимо заглушить двигатель и перевести МКПП на первую передачу (это будет сделать легко, так как валы не вращаются). Теперь включаем зажигание и запускаем двигатель, одновременно отпустив педаль тормоза и подгазовывая. Автомобиль сразу тронется с места, а легкие нажатия на педаль газа не позволяют мотору заглохнуть. Важно отметить, что водителю следует быть готовым к ощутимому рывку и достаточно быстрому набору скорости сразу после запуска. Для перевода КПП в нейтраль нужно поднять обороты двигателя для 1,5-2 тысяч по тахометру. Движение после каждой последующей остановки придётся начинать с запуска мотора.
Вышеописанный алгоритм позволяет ехать на первой передаче и убрать автомобиль в безопасное место, например, если неисправность возникла посреди широкой проезжей части. После этого можно заглянуть под капот и попытаться определить проблему визуально. Если в автомобиле используется гидравлическое сцепление, то утечка зачастую хорошо заметно по обилию тормозной жидкости в подкапотном пространстве. Также можно увидеть оборванный тросик, сломанную вилку и другие поломки.
Устранить неисправность системы сцепления в "полевых" условиях удаётся крайне редко, так как требуются запчасти, доступ снизу и специальный инструмент. Услуги эвакуатора сейчас стоят дорого, но у водителя есть возможность сэкономить и добраться до сервиса без особых проблем. Мы уже разобрались, как ехать без сцепления на первой передаче. Этих знаний должно быть достаточно, чтобы в условиях города аккуратно добраться до ближайшей СТО. Если же возникла необходимость переключать коробку без сцепления, то здесь нужно пользоваться особым алгоритмом действий.
Для переключения передачи без сцепления, например, с первой на вторую, нужно почувствовать связь между двигателем и КПП. Как правило, такая возможность возникает в диапазоне от 1700 до 2200 об/мин в зависимости от особенностей трансмиссии. Аккуратно повышаем обороты двигателя до указанного диапазона и пробуем переключиться. Действия должны быть достаточно быстрыми, но не чрезмерно резкими. Уже спустя несколько переключений удастся почувствовать обороты, при которой коробка свободно переключается без использования сцепления. Понижения передачи осуществляются "перегазовкой", то есть выполнять их нужно на сбросе газа примерно в том же диапазоне оборотов. Для этого требуется ещё больше сноровки, поэтому при отсутствии опыта движения без сцепления лучше придерживаться небольшой скорости и ехать на первой-второй передаче.
Комментарии (6)