Все про автомобили для мужчин

История одного автобуса - КАвЗ 3100 "Сибирь"

Этот пост должен начинаться с аршинных букв красного цвета: это НЕ ЛиАЗ-677. При всём внешнем сходстве и определённой унификации — это совершенно другая машина, его несбывшийся "младший брат", созданный на Курганском автобусном заводе и так и не дошедший до серии.

Но обо всём по порядку.

Когда Андрей был маленький, с кудрявой головой — была у Андрея огромная пачка советских журналов "За рулём". И в одном из номеров от 73 года натыкается он на фотографию автобуса, который выглядел одновременно знакомым и странным…

В середине 60-х Курганский автобусный завод надеялся занять пустовавшую нишу автобуса для небольших городов, размером больше ПАЗика, но меньше будущего 677го ЛиАЗа. Так возник проект "Сибирь" — автобус, напоминавший 677-й ЛиАЗ, но короче него, а в отличие от "деревянного" и деревенского ПАЗика — с гидромеханической коробкой передач, пневмосистемой, с двигателем ЗИЛ и на мостах Raba — полноценный городской автобус, уже совсем не доярок возить (:

Путь в серию выдался нелёгким: с 1963 по 1977 годы было построено 9 опытных образцов разных серий, а для города Кургана завод изготовил пилотную партию из 20 автобусов. Однако, проект всё-таки был "зарезан": советские экономисты решили, что две похожих машины держать на конвейере — невыгодно, народному хозяйству нужно много простых и дешевых "коробочек" на грузовых шасси ГАЗ, ЗИЛ — не готов поставлять комплектующие ещё и КАвЗу, а повальный дефицит городских автобусов (так и не решённый к моменту распада СССР) можно закрыть увеличением выпуска больших 677х ЛиАЗов и импортом "Икарусов". На том о проекте позабыли, а построенные образцы, один за другим, канули в Лету, и в наши дни, казалось бы, считались утраченными…

Но одна машина всё-таки дошла до наших дней. В садоводстве "Синтез", что близ Кургана, на противоположном от города берегу реки Тобол, местные любители неожиданно нашли странный и удивительный сарай: в этом качестве там служил единственный построенный образец 1973 года, специально подготовленный для экспонирования на выставке "Автосервис-73" в Москве. Именно эта машина и мелькнула на фотографиях в "За рулём", и именно он — самый необычный, и естественно, уникальный во всех смыслах.

Родной завод оповестили о находке, но какого-либо интереса к ней на КАвЗе не проявили; московский музей Мосгортранса, по слухам, согласился принять машину, если её кто-нибудь привезёт в Москву (здесь смайлик). Музей петербургского "Пассажиравтотранса" не смог "пробить" выкуп этой машины, так как автобусы этой модели не испытывались, и тем более, не эксплуатировалась в Ленинграде, а операция по спасению и эвакуации обошлась бы в очень и очень весомую сумму. В общем, шли годы, сарай занимал своё место в садах, а редкие разговоры о находке не имели под собой почвы — отдельные безумные умы даже предлагали не парить себе мозг и запилить реплику "Сибири" на основе 677го.

Тем временем, мальчик Андрей, по-прежнему с кудрявой головой, вырос. В двадцать с хорошим гаком лет он сидел тихонько в гостях у Дениса Дементьева, соавтора кучи книжек, включая серию "Автобусы пятилеток", и пил чай, а разговор как-то зашёл за курганскую "Сибирь". И тут выясняется: "Сибирь" вытянула свой счастливый билет. Сорок лет спустя именно этот "эталонный образец" был куплен московским коллекционером, который решил прособирать коллекцию разного рода автобусного эксклюзива. И главное — бывший сарай, будущий экспонат, держит свой путь на Москву, и прибывает в реставрацию, что характерно, следующим днём! Такого шанса упускать было нельзя, и связавшись со владельцем и компанией, следующим утром я держал свой путь в Ликино-Дулёво — автобусную столицу России (:

Таким он прибыл в Ликино:

Кузов снимали с фуры при помощи крана, а в процессе — ставили на специальные тележки под колеса, чтобы закатить на них в бокс, не спуская на землю.

Весь процесс разгрузки из кузова сыпался мусор, в основном — накопившиеся за последние сорок лет водочные бутылки))

В кабине, естественно, полный дестрой; от агрегатов — одни слабые воспоминания:

В салоне — немногим лучше; зато сохранилась пара сидений для образца и оригинальная дерматиновая обивка на потолке, которая будет воссоздаваться.

В боксе. Левый борт намекает на масштабы разворачивающейся авантюры))

Так, "Сибирь" отправилась в реставрацию. Почему Ликино-Дулёво? Потому что здесь действует небольшая мастерская, которая принадлежит ветеранам ЛиАЗа, чьи знания и опыт сомнениям не подвергаются (:

Основной их профиль — реанимация битых, сгнивших, завязанных узлом и погоревших современных ликинских автобусов, но для человека, который приобрёл эту машину, сделали исключение и приняли в работу уже второй его старый автобус.

От декора на морде осталось немногое; видно, что она переделана из серийных ''ЛиАЗовских'' панелей.

Прошло полгода. Как-то между делом от владельца прилетает пара фотографий, присланных из Ликино исполнителями работ по КАвЗу-3100. Тут уж думать некогда — руки в ноги и бегом, в Ликино, смотреть))

Зрелище, конечно, по меньшей мере потрясающее:

Двери сохранились в первозданном виде, но пока что — в окраске, ожидают установки. Остекление с рамами сейчас изготавливают на заказ.

Весь декор воссоздан заново, под заказ, на основе сохранившихся фрагментов и архивных фотографий.

Задние фонарики на этом 3100 располагались совершенно иначе, чем у ''старшего брата''

Салон уже заканчивали обшивать по новой; в работе — сиденья, остекление, двери. Необычная перегородка — три окошка, а-ля ЗИЛ-158

В корме — прямо привет ПАЗику: то, что называют ''гроболюком'', для погрузки носилок в случае войны

Необычные кожухи привода дверей: сверху, а не снизу, как на 677

В кабине пока что пусто. В планах — разобраться с ГУРом, а в дальнейшем — комплектация агрегатами

На основе архивных фотографий воссоздана не только окраска, но и разного рода декоративные детали

На момент визита заканчивали работы по окраске: маляр наносил недостававшие полосы на корму и водительскую дверь

Сейчас в завершающей стадии находятся работы по кузову. В будущем — задачи более сложные, и, увы, довольно небюджетные: автобус хотят и будут ставить на ход! Для этого уже куплен двигатель ЗИЛ-130 (пока без навесного оборудования), а в целом — потребуется скомплектовать трансмиссию (здесь гидромеханический "автомат" львовского производства, ЛАЗ-695Ж2, как на 677, но с другими карданами), построить с нуля пневмосистему (на неё завязаны подвеска, тормоза и вообще всё-всё-всё), и проложить всю электропроводку (сейчас мастера делают под неё заделы под потолком).

Поэтому — продолжение следует!

Источник


Источник: История одного автобуса - КАвЗ 3100 "Сибирь"
Опубликовал:
Теги: зил история модель лето автобус

Комментарии (3)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Александр Скориков
Классно! Как они из кучи ржавых железяк умудряются такую красоту делать..
Александр Солдатов
Хороший и удобный автобус !
Константин Симонов
Красавец!!! А я ещё на 677 успел поработать)))
Написать комментарий:
Напишите ответ :
История одного автобуса - КАвЗ 3100 "Сибирь". Продолжение
История одного автобуса - КАвЗ 3100 "Сибирь". Продолжение
0
Авто-Тема 17:33 13 дек 2018
КАвЗ-3100 "Сибирь" не ЛиАЗ
КАвЗ-3100 "Сибирь" не ЛиАЗ
0
Авто-Тема 10:33 06 окт 2018
История одного плачущего обочечника
История одного плачущего обочечника
1
Авто-Тема 12:43 06 авг 2017
Китайцы про Сибирь: "Сибирь наша, а россияне пожалеют"
Китайцы про Сибирь: "Сибирь наша, а россияне пожалеют"
54
Ваши новости 08:01 21 сен 2018
Думаете это КаВЗ-685? На самом деле, это гораздо более редкий автобус на шасси ГАЗ-53–12
Думаете это КаВЗ-685? На самом деле, это гораздо более редкий автобус на шасси ГАЗ-53–12
0
Авто-Тема 13:41 23 дек 2021
Гранитные города Улахан-Сис. История одного открытия.
Гранитные города Улахан-Сис. История одного открытия.
3
Мужской журнал 11:01 01 ноя 2020
История одного подвига или как били фашистов под Киевом!
История одного подвига или как били фашистов под Киевом!
46
Ваши новости 11:09 23 фев 2021
История одного богатого неудачника
История одного богатого неудачника
7
Авто-Тема 10:55 05 авг 2019
20 автобусов СССР: известные и забытые
20 автобусов СССР: известные и забытые
12
Авто-Тема 17:03 31 мар 2019
История народного автобуса ПАЗ-3205
История народного автобуса ПАЗ-3205
0
Авто-Тема 16:49 05 янв 2022
КАвЗ-685: идеальный советский автобус для сельской местности
КАвЗ-685: идеальный советский автобус для сельской местности
0
Авто-Тема 10:34 15 мар 2021
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
4
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства