Штатные стереосистемы в автомобилях стали нормой, но когда-то все было иначе. 80 лет назад автомобилисты могли довольствоваться только радиоприемниками, а о прослушивании записей оставалось только мечтать. Все изменилось с появлением первых проигрывателей — одним из типов таких устройств были виниловые системы для автомобилей.
Расскажем их историю.
Как работал Highway Hi-Fi
В 1950-е в устройстве аудиосистемы автомобилей Chrysler произошли серьезные изменения. Для начала в знаменитом Imperial появился первый в мире полностью транзисторный автомобильный радиоприемник. Следующий шаг стал еще более мощным прорывом — в 1956 году в новых моделях Chrysler появилсяпервый аудиопроигрыватель пластинок — Highway Hi-Fi.
О выпуске нового устройства писали в газетах — его появление стало целым событием — теперь в дорогу с собой можно было взять пластинки любимых исполнителей. За разработку отвечал американский телерадиовещатель Columbia Broadcasting System (CBS). Он же занимался выпуском пластинок. Специально для Highway Hi-Fi был разработан уникальный формат винила. В этом принял участие инженер CBS Питер Голдмарк (Peter Goldmark).
Highway Hi-Fi воспроизводил музыку через динамик автомобильного радиоприемника и использовал его же систему усилителей. Вращающаяся платформа была защищена ударопрочным корпусом, установленным чуть ниже центра приборной панели. В устройство проигрывателя также входили звукосниматель, сапфировая игла и место для хранения шести пластинок.
Работу системы можно оценить на этом видео.
Для этого проигрывателя был выбран формат пластинок медленнее привычного — 16⅔ оборотов. На такую пластинку можно было записать до 90 минут музыки — вдвое больше, чем на обычный винил того времени. В CBS пошли на такой шаг, потому что 12-дюймовые пластинки с 33⅓ оборотами в минуту были слишком громоздкими для автомобиля, а 45 оборотов казалось слишком мало для длительных поездок. Кроме этого, 7-дюймовые пластинки для Highway Hi-Fi были тяжелее обычных — 135 грамм против 70 грамм — и бороздки были организованы плотнее, чем на обычном виниле.
Что пошло не так
Highway Hi-Fi поставлялся в качестве дополнительного комплекта в Desoto, Dodge и Plymouth с 1956 года и по некоторым сведениям до 1959 года. Спрос на проигрыватель упал также стремительно, как возник. По прошествии года американские потребители разочаровались в новом устройстве. С одной стороны, это странно — технология была прорывной, до первых кассетных систем оставались целые годы, и у Highway Hi-Fi не было конкурентов.
Однако, на то были веские причины. Главная из них — проигрыватель не предоставил обещанной свободы прослушивания музыки. Как уже говорилось выше, производством пластинок занимались исключительно в CBS. Компания подготовила всего 42 пластинки с песнями популярных на тот момент исполнителей, но этого было мало. В своей автобиографии Голдмарк отмечает, что Chrysler и CBS недостаточно продвигали идею записи новых пластинок по заказу потребителей. Без возможности выбора из широкого ассортимента записей смысл в проигрывателе пропадал. Кроме того, скромная коллекция доступных пластинок была бесполезна без Highway Hi-Fi. Продавая свой Chrysler, человек был вынужден отдавать с ним и весь винил для автомобиля.
Второе ограничение — проигрыватель был доступен только владельцам автомобилей Chrysler. Highway Hi-Fi нельзя было, например, купить отдельно от одной машины и установить в Buick. С ремонтом и обслуживанием проигрывателя тоже возникали проблемы. Если что-то случалось, приходилось обращаться к дилеру — автомеханики, как правило, не могли помочь с новым устройством. Ко всему прочему новинка была недешевой — 200 долларов (с учетом инфляции — 1700 долларов на сегодняшний день).
Кроме того, автовладельцы очень быстро обнаружили достаточно очевидный минус проигрывателя — игла соскакивала на неровной дороге и ее приходилось поправлять. Это отвлекало от управления автомобилем и мешало наслаждаться музыкой. В итоге недостатки уникального формата привели к тому, что по прошествии нескольких лет в Chrysler отказались от Highway Hi-Fi.
Кто еще делал проигрыватели пластинок для машин
В 1960-м на рынок аудиосистем для автомобилей вышла Radio Corporation of America (RCA). Разработка этой корпорации носила название «Victorla» — у нее также был одноименный музыкальный лейбл. В RCAучли основные недочеты Highway Hi-Fi и сделали работу над ошибками. Проигрыватель воспроизводил популярные форматы пластинок, а водителю не приходилось отвлекаться от дороги. К тому же устройство было в четыре раза дешевле Highway Hi-Fi. Тем не менее, RCA прекратила производство «Victorla» в 1961 году.
Еще одну разработку в этой категории создала компания Norelco — североамериканское представительство Philips. Своим дизайном Norelco Auto Mignon напоминает привычные нам CD-магнитолы. Ради компактности разработчики пожертвовали местом для хранения пластинок — автовладельцы были вынуждены сами решать эту проблему, что не сыграло в пользу проигрывателя.
Окончательным аккордом для автомобильных проигрывателей стало появление кассетных автомагнитол под формат Stereo 8. Это произошло в 1965 году. Chrysler стал предлагать такие аудиосистемы, начиная с 1968 года.
Сложно представить, что кто-то сегодня решится заменить свою аудиосистему на нечто вроде Highway Hi-Fi. Наиболее близкой к этой идее по духу можно назвать концепцию портативного проигрывателя. Такой при желании можно взять с собой и в автомобиль. Пример для этой категории аудиоустройств — Audio-Technica AT727. На него равняются более поздние разработки.
Есть и более инновационные концепции, чем традиционная платформа с иглой. Например, на Kickstarter не так давно собирали средства на портативный проигрыватель RokBlok. Небольшой блок в этом случае выступает одновременно и иглой и динамиком. Судя по демонстрационному видео, RokBlok можно приспособить для воспроизведения в машине, если положить пластинку на сидение или приборную панель.
Комментарии (0)