Все про автомобили для мужчин

Гаражный автопром: самодельные автомобили советских энтузиастов

Ни для кого не секрет, что автопроизводство в СССР было достаточно скудным. Советские машины отличались надежностью, но мало чем выделялись из серой массы. Именно поэтому на территории нашей необъятной родины находились умельцы, которые создавали автомобили вручную в гаражах или даже в квартирах. Большинство из них имели аутентичный дизайн и по эффектности не уступали зарубежным концепт-карам.

Шедевры из подвалов

Еще в 1963 году в Москве прошел конкурс самодельных автомобилей, на котором было представлено несколько интересных моделей. Большинство из них давно отправлены на лом или сгнили в гаражах. В 1980-х годах «самоделки» стали популярным хобби и целым направлением у автолюбителей. Часто ожидание в очереди на получение нового автомобиля могло длиться годами. За это время можно было самостоятельно собрать автомобиль. Почему бы и нет?

Конечно, такая работа требовала глубоких знаний и как минимум таланта. Кто-то проектировал свои автомобили на базе готовых моделей, например, Москвича. Но были мастера, которые создавали шедевры абсолютно с нуля. Этот процесс мог длиться годами. Самодельная ходовая часть, кузов, двигатель, агрегаты: все это складывалось воедино, превращаясь в уникальный шедевр.

Мастера, которые занимались изготовлением «самоделок», в большинстве своем были обычными гражданами, поэтому под мастерские приходилось переоборудовать личные гаражи. Известны случаи, когда автомобили создавались прямо в квартирах. Для этих целей выделялась отдельная комната, в которой постепенно деталь за деталью разрабатывалась машина. Но главной проблемой таких «квартирных» мастерских был спуск готового автомобиля на улицу. Братья Щербины спускали свое детище с помощью канатов, а иногда использовался целый автокран, как в случае с концепт-каром Генриха Матевосяна из Еревана.

В советскую эпоху была создана не одна сотня «самоделок». Какие-то конструировались специально для выставок, а некоторые делались исключительно для личного удовлетворения. К сожалению, многие из них сейчас находятся в очень плохом состоянии, но некоторые до сих пор блистают на выставках или в частных коллекциях. Ниже представлена лишь малая часть известных экземпляров советских самодельных автомобилей. Все они не похожи друг на друга, имеют свой неповторимый стиль и идею.

1. «Сайгак»

Уникальный самодельный автомобиль, созданный автомехаником Геннадием Власьевым в его гараже. «Сайгак» разрабатывался для ралли и туризма. Кузов автомобиля был сделан из стеклопластика, а двигатель позаимствован у автомобиля ВАЗ-2101.

2. «Катран»

Автомобиль «Катран» Александра Федотова по праву можно назвать одним из самых ярких представителем эпохи советских «Самоделок». По информации Novate.ru, «Катран» множество раз участвовал в туристических заездах и выставках не только в СССР, но и за границей. Над разработкой собственного двигателя Федотов решил не утруждаться и установил стандартный движок от ВАЗ-2101, а кузов собрал из металла и стеклопластика.

3. «Ласка»

Молодежный автомобиль, собранный слесарем-сантехником Владимиром Мищенко и его сыном. На создание автомобиля ушло семь лет. «Ласка» несколько раз признавалась лучшим самодельным спортивным автомобилем. Тип кузова — двухместное купе. По дизайну машина походила на американский Мустанг, но была полностью выполнена из стеклопластика.

4. «Юна»

«Советская Феррари» — именно так прозвали в прессе самодельный автомобиль братьев Алгебраистовых. Как и «Ласка» «Юна» была выполнена в вариации двухместного купе. Больше всего времени ушло на изготовление ярко-красного кузова из литой стеклопластиковой матрицы. Двигатель от ГАЗ-24. За несколько десятков лет один из братьев Юрий «исколесил» на «Юне» по стране полмиллиона километров. Сегодня машина стоит в обычном московском дворе. На ней давно уже никто не ездил.

5. «Золотой лист»

«Самоделка» Алексея Мельника отличалась от других подобных автомобилей заднемоторной компоновкой и двигателем от ЗАЗ-968. Седан с необычным названием «Золотой лист» имел также нестандартную пассажирскую формулу: 2 + 1 (два взрослых плюс детское сидение). Кузов автомобиля полноценно сделан из прочного пластика.

6. «Ихтиандр»

Особое место среди «самавто» занимали так называемые машины-амфибии. «Ихтиандр» автомобильного энтузиаста Игоря Рикмана был выполнен из дюралюминия и работал от двигателя ВАЗ-2101. По воде автомобиль мог передвигаться со скоростью до 18 км/ч.

7. «Труд»

Автомобиль с символическим названием «Труд» был разработан московским инженером О. Курченко в далеком 1964 году. Особое внимание заслуживает корпус «Труда». Курченко в течение нескольких лет подгонял и варил кузов из отдельных кусочков стали. На автомобиле также установлен 3-цилиндровый двигатель собственного производства.

8. «ГТЩ»

Легендарный самодельный автомобиль братьев Щербиных, который пережил несколько рейстайлингов и достаточно хорошо сохранился до наших дней. Аббревиатура «ГТЩ» расшифровывается как «Гран Туризмо Щербиных». Раму кузова братья сварили прямо во дворе жилого дома, после этого вручную подняли ее на седьмой этаж, обшили стеклопластиковыми панелями и затем снова спустили вниз.

9. «Панголина»

Еще одна культовая «самоделка» родом из Ухты. На протяжении года инженер Александр Кулыгин вместе с группой учеников из технического кружка собирал автомобиль из отдельных панелей. В итоге «Панголина» обрела непривычный для рядового советского гражданина футуристический дизайн. Например, зайти в автомобиль можно было, подняв крышу наверх вместе с лобовым стеклом, а двигатель запускался вводом кода на цифровой панели.

10. «Меркурий»

История автомобиля «Меркурий» берет свое начало с того как три друга: скульптор, художник и слесарь решили с нуля создать свой уникальный автомобиль. Скульптор занялся разработкой кузова, художник работал над дизайном, а слесарь собирал силовые агрегаты. В итоге на свет появился спортивный концепт-кар «Меркурий». Всего было сделано пять экземпляров «Меркурия», каждый из которых был неповторимым и отличался от других.

11. «Лаура»

В 1981 году в Ленинграде была организована очередная выставка самодельных автомобилей. Двое студентов Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфёнов, воодушевленные этим зрелищем, решили сделать нечто подобное. Для этих целей они отыскали заброшенный склад и ежедневно трудились над своей разработкой. Необходимые расчеты товарищи делали с помощью вузовского ЭВМ под видом курсовой работы. В итоге через четыре года было собрано два практически идентичных автомобиля под общим именем «Лаура».

12. «Тритон»

Еще один автомобиль-амфибия, разработанный инженером Д. Кудрячковым. Примечательно, но «Тритон» одновременно числится в ГАИ и в инспекции маломерных судов. На амфибии был установлен мотор от Волги, а ходовая часть от Запорожца. В качестве движителя по воде использовался водомет, который позволял разогнаться «Тритону» до 50 км/ч.

источник


Источник: Гаражный автопром: самодельные автомобили советских энтузиастов
Опубликовал:
Теги: Запорожец дизайн скорость история автомобиль

Комментарии (12)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Игорь Мешков
В СССР были люди рукастые и технически грамотные. Но двигатель собственного производства, вот это самородки!(автомобиль "Труд")
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Вот потому о мы и в космосе были первыми.Образование в СССР было направлено на воспитание творческой личности.Сегодня это считается недостатком....
Владимир Подтуров
грустные картинки. людям у нас всегда хватало мозгов. хотелось чего то нового. но собирали из того. что было.....я его слепила из того что было.....
Александр Скориков
Движение самодельщиков курировалось журналом Техника Молодежи в лице его главреда Захарова. Была очень забавная телепередача, где они обсуждали новые произведения. Все эти самоделки объединяло одно: ущербный внешний вид и невозможность зарегистрировать их в ГАИ по объективным причинам. Люди, их делавшие, были безусловно талантливые и рукастые, материалы для их изготовления - в большинстве случаев ворованные. Большинство из них с радостью бы променяли свое творение на самую простую модель Жигулей. Но были и истинные новаторы, но ни одно инженерное решение не было принято нашим автопромом. Панголина конечно была новаторской. Например, зеркало заднего вида - перископ. Как только стало возможным купить нормальную машину, движение ушло в прошлое.
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Глупости говорите.Эти машины делали те,уто не хотел ездить на жигулях или москвичах.Их успешно регистрировали если они вписывались в те нормы,которые были определены.Их было не много,но главная из них это не более 50 л.с. на тонну.Про ущербный внешний вид это вы конечно со своей колокольни говорите.Но,на вкус и цвет все фломастеры разные.А потому не стоит давать такие оценки.
Всеволод Китайев 
Афтор успешно пернул в лужу. Первый раз с "ущербностью" внешнего вида. Второй раз с "невозможностью регистрации". На большей части авто на фото госномера старого советского образца.
Игорь Мешков
Помню, среди самоделок была машинка с управляемой задней парой колес. Она могла двигаться "крабовым" ходом или задние по одной колее с передними. Почти как AUDI A7 2018 года!
Олег Новоселецкий
Почти все фото из книги "Это вы можете" 87 года.
Дмитрий
Сейчас самоделку даже на учёт не поставишь, хотя..., можно конечно, но стоить это будет безумных денег.
Руслан Назаров
Тот случай, когда в гараже делали пизже чем на заводе))
виктор семин 
и передача в телевизоре так и называлась - "Это вы можете"
Валера Ратников
интересно как сделали рулить на Тритоне.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Компрачикосы - самодельные уроды
Компрачикосы - самодельные уроды
7
Мужской журнал 08:03 07 мар 2018
Морпех, Ихтиандр и Тритон — самодельные автомобили-амфибии в СССР
Морпех, Ихтиандр и Тритон — самодельные автомобили-амфибии в СССР
0
Авто-Тема 11:43 09 май 2021
Как маленький «Жук» «размазал» весь советский автопром?
Как маленький «Жук» «размазал» весь советский автопром?
0
Авто-Тема 19:26 31 янв 2022
Что ломалось в советских автомобилях?
Что ломалось в советских автомобилях?
10
Авто-Тема 06:13 21 ноя 2023
"Волга"-монстр, 8-колесный ЛуАЗ и другие странные самодельные автомобили
"Волга"-монстр, 8-колесный ЛуАЗ и другие странные самодельные автомобили
2
Авто-Тема 09:56 19 июл 2019
Как «прикурить» батарейку — гаражный лайфхак
Как «прикурить» батарейку — гаражный лайфхак
24
Авто-Тема 11:27 14 июн 2021
Автопром КНДР
Автопром КНДР
2
Авто-Тема 22:27 12 фев 2019
20 советских автомобилей с шикарным тюнингом
20 советских автомобилей с шикарным тюнингом
16
Авто-Тема 15:22 28 ноя 2017
Месть КГБ за гибель советских пленных в душманской тюрьме Бадабер
Месть КГБ за гибель советских пленных в душманской тюрьме Бадабер
21
Мужской журнал 10:00 17 ноя 2021
Не выпущенные автомобили. Советский и Российский автопром
Не выпущенные автомобили. Советский и Российский автопром
3
Авто-Тема 20:15 29 янв 2018
Пикантная реклама советских мопедов
Пикантная реклама советских мопедов
14
Авто-Тема 16:58 14 окт 2018
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
4
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства