Значение этой машины для автомобильного мира невозможно переоценить, а для США и вовсе, не зря ведь его называют автомобилем, поставившим Америку на колёса.
Модель Т увековечила имя самого Форда, как гениального для своего времени предпринимателя-промышленника, менеджера и маркетолога, показавшего всем остальным автомобилестроительным компаниям, а их в начале прошлого века в одних только США насчитывалось более 400, преимущество конвейерного производства.
Впрочем, история модели Т начиналась не на конвейере. Первые Ford Т были построены в сентябре 1908 года. Это была очень простая машина, основу которой составляла рамная конструкция. Настоящим прорывом была цена – от 800 до 900 долларов в зависимости от выбранной комплектации, в то время как другие автомобили в США, в начале 1910-х, стоили более 1100 долларов.
Вопреки распространенному мнению, не все Ford модели Т красились в чёрный цвет, вариантов расцветки было несколько, правда, все они были тёмных тонов, издалека мало чем отличавшихся от чёрного цвета.
«Любой цвет хорош, если он чёрный», - говорил Генри Форд.
12 миллионов Фордов модели Т действительно имели чёрный цвет, остальные три миллиона – разные тёмные оттенки серого, зеленого, синего и даже красного. Самое интересное, что до начала конвейерного производства, до 1913 года, в цветовой гамме Ford Т черный цвет вовсе отсутствовал, а когда машину стали собирать на конвейере, окрашиваться она стала исключительно в чёрный, из чего можно сделать вывод из общего количества автомобилей, на конвейере собрали 12 миллионов экземпляров.
А еще машину доконвейрного периода сборки называли символом бронзового века автомобилестроения.
В те времена многие детали технической части автомобилей изготавливались из бронзы, широко применялась она и в декоре кузова и «Жестяная Лиззи» блестела на солнце своим бронзовым радиатором независимо от того, в какой цвет был окрашен её кузов.
Существует масса версий, почему машина получила именно такое народное прозвище. Самой правдоподобной выглядит следующая - Ford Т был первой машиной, выпускавшейся Фордом, имевшей цельнометаллический кузов, к тому же машину сравнивали с простой и неприхотливой лошадкой, именуемой в простонародье Америки - Tin Lizzie.
Генри Форд - первооткрыватель маркетингового направления, существующего и поныне, когда заказчик в пределах одной модели автомобиля может выбрать различную комплектацию.
При неизменной технической части Ford Т, выбор кузовов и аксессуаров был огромным. Клиент мог выбрать наиболее подходящий ему кузов из 9 вариантов, а так же дополнить свой выбор дополнительными аксессуарами. Всё, разумеется, за дополнительную плату. Одних только вариантов мягкого верха предлагалось несколько видов, были полностью закрытые кузова с разным количеством дверей, а ветровое стекло считалось поначалу отдельной опцией.
Двигатель представлял собой 4- цилиндровый четырёхтактный карбюраторный мотор объемом 2.9 литра мощностью 22.5 л.с. Охлаждение было водяным, термосифонной конструкции, водяного насоса там не было.
Мотор первых серий.
Масляного насоса так же не было, смазка внутренних деталей мотора осуществлялась методом разбрызгивания. К нижним частям шатунов крепились своеобразные ложки-черпачки, которые подхватывали из поддона масло и подбрасывали его на детали. Масляного щупа тоже не было, владельцы лили в двигатель масло, пока оно не начинало течь из контрольного отверстия.
Мотор поздних серий, после 1919 года.
В качестве источника электроэнергии поначалу было магнето, но в системе зажигания использовалась и батарея (которую надо было докупать отдельно), так как энергии магнето не хватало для запуска двигателя. Затем появился генератор и обычная контактная система зажигания. С 1919 года автомобили стали оснащать электростартером.
Управление карбюратором и опережением зажигания было на руле, как и у большинства автомобилей тех времен. Вообще, управление этой машиной считалось очень простым и лёгким, по сравнению с большинством автомобилей той поры. За рулём Ford Т можно было увидеть и женщин.
Блок двигателя и коробки передач был общий. Коробка была двухступенчатой, планетарной. Управление коробкой передач осуществлялось педалями.
На привычном для машин «на ручке» месте педали сцепления у Ford Т была педаль первой передачи (при полном нажатии), на половине хода была «нейтраль», а при полностью отпущенной педали и крайнем переднем положении рычага ручного тормоза (он тоже участвовал в управлении коробкой передач) – была вторая.
Реверс включался средней педалью, которая у современных автомобилей служит тормозом, а тормозом была правая, которая у современных – газ. Средней педалью (задней передачи) тоже можно было подтормаживать, а основной тормоз был трансмиссионный, ленточный.
На передних колёсах тормозных механизмов не было, а задних – барабаны с механическим приводом от рычага. Всё управление рабочим тормозом осуществлялось через коробку передач. Для экстренного торможения надо было одновременно нажать на среднюю и правую педаль и потянуть на себя рычаг ручного тормоза, эту комбинация проще всего запоминается.
Вообще, механизм коробки передач Ford Т напоминает конструкцию простенькой двухскоростной гидромеханической автоматической коробки передач, только нет гидротрансформатора, и блоком управления этой коробки служит сам водитель, воздействуя через педали и рычаги на элементы коробки посредством ленточных тормозов.
Электрические фары у Ford Т появились в начале 1910-х.
Любой современный водитель, уверенно чувствующий себя на «механике», вряд ли сходу сможет управлять Ford Т. А сотню лет назад рекламные плакаты гласили, что научиться управлять машиной можно у любого дилера за пару часов. Входило ли такое обучение в стоимость покупки машины, мне не известно.
Спидометр в перечне штатного оборудования отсутствовал, его можно было заказать за отдельную плату. Привод спидометра в таком случае устанавливался на переднем правом колесе, это были обычные ничем не защищенные от внешнего воздействия шестерни.
Такой вот "прадедушка" амотризаторов мог устанавливаться опционально, на передней рессоре.
В 1910 году Генри Форд запускает самый современный на то время автозавод «Хайленд парк», на котором в 1913 году в качестве эксперимента, собирают конвейерным способом генератор, затем двигатель, ну а затем уже – весь автомобиль, срок полной сборки которого сократился с почти 13 часов до 2 часов, благодаря конвейеру.
Благодаря своей низкой стоимости, простоте конструкции и высокой проходимости, Ford Т быстро становится популярным у американского среднего класса. Множество американцев впервые смогли себе позволить новый автомобиль. Его покупали врачи, банковские клерки, репортёры, фермеры, инженеры, мелкие предприниматели. На вторичном рынке, машина была доступна и простым рабочим.
Ford Т становится популярен и в Европе, где в 1911 году тоже начинается производство (Англия) а с 1926 года их выпускали в Германии. За время производства было выпущено более 15 миллионов экземпляров. Рекорд массовости производства был побит лишь в 1972 году, когда самым массовым автомобилем был признан «Фольксваген-Жук».
Ford Т был вообще первым автомобилем, который появился в Монголии и еще в нескольких странах мира, где до него никаких автомобилей не было.
Кто знает, как сложилась бы автомобильная история Америки, каким был бы сейчас её автомобильный мир, если бы 110 лет назад не появилась «Жестяная Лиззи», которую, к слову, даже в наши дни, гораздо проще найти комплектной, а то и на ходу, чем многие автомобили 30-60-х годов выпуска.
Автор
Комментарии (1)