Все про автомобили для мужчин

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51

Начинаем серию аналитических рассказов о технике, получаемой по ленд-лизу, и сравнении этой техники с тем, что было у нас. Но в самом начале, столкнувшись с огромной проблемой, сразу признаемся, что далеко не всегда получится сравнивать, ибо зачастую у нас аналогов, к сожалению, не было. Особенно это касается темы, с которой мы решили начать наше повествование. С автомобилей.

Да, в общем, не секрет, что с автостроением у нас было все очень печально во все времена. Даже сегодня. Если бы не концерн «Рено-Ниссан», начавший выпускать свои модели, так бы на «тазиках» и ездили.

В 30-е годы было ничуть не лучше. Всего у нас было три опоры автостроения: Москва (ЗИС), Нижний Новгород (ГАЗ) и Ярославль. Что было – то было, имели то, что имели. Другой вопрос, что автомобили, сделанные в СССР, к сожалению, очень сложно сравнивать с тем, что выпускалось той же «большой тройкой» в Детройте.

Одно из подтверждений тому наш сегодняшний герой, «Додж» (да простят нам русское написание), носивший прозвище «три четверти». «Додж» WC-51.

Типичный военный внедорожник-бугай. Прозвище не просто так, грузоподъемность 750 кг, то есть ¾ тонны.

Технические данные Dodge WC51:

  • вес – 2 315 кг;
  • база – 2,5 м;
  • длина/ширина/высота – 4,23/2,12/1,87 м;
  • колея передних колес – 1,6 м;
  • колея задних колес – 1,65 м;
  • дорожный просвет – 27,3 см;
  • тип силового агрегата – бензиновый шестицилиндровый двигатель объемом 3,8 литра, мощностью 92 л. с.;
  • обороты в минуту (макс.) – 3200;
  • скорость максимальная – 88 км/ч;
  • расход горючего на 100 км – 29 литров по шоссейной дороге;
  • грузоподъемность – 750 кг.

В целом рисуется такой «качок на стероидах», готовый ко всему. Надо что-то утащить? Не вопрос. Миномет, противотанковая пушка 45-мм, даже дивизионка 76-мм — не проблема. Утащит. Кухню поближе к передовой подкинуть? Ха! Вместе с поваром и запасом продуктов.

Есть интересная дополнительная особенность. Пол имеет пять ребер жесткости и приспособлен для монтажа стойки, рассчитанной на мелкокалиберную пушку (до 37-мм включительно) или крупнокалиберный пулемет. Такой американский «Браунинг» от 12,7 мм и дальше.

Заводился американец электрическим стартером. Шестицилиндровый двигатель довольно тяговит и обладал отличной по тем временам мощностью. Основной ведущий мост задний, передний подключался по мере необходимости рычагом рядом с «ручником».

Синхронизаторы на коробке передач? Да ладно, это военная машина! Чем проще и дешевле, тем оно лучше. Потому синхронизаторы отсутствуют, но для советского человека, не избалованного новинками техники, двойной выжим – дело обычное.

Нет демультипликатора, но мощность движка позволяет продраться даже через русскую грязь. А стартовать можно со второй, двигатель и не такое стерпит.

Знающие люди из реконструкторской среды уверяют, что этот бугай весьма неплохо управляется, несмотря на отсутствие каких бы то ни было усилителей руля. И вообще, слабакам на войне не место, тем более за рулем вот такого транспорта для реальных перцев.

Колесная база, скажем так, среднего размера, дает возможность нормально и оперативно разворачиваться на небольших участках.

Тормоза с гидравлическим приводом, тут производители не поскупились. Главное, при буксировке не тормозить «в тупики», случались происшествия, когда пушка или миномет срывались с тягово-сцепного устройства и станины оказывались в кузове. Не смертельно, конечно, но тем не менее.

Обратил внимание: у пассажира стеклоочиститель с ручным приводом.

То есть надо рукой крутить туда-сюда привод "дворника". А вот с водительской стороны — чудо американского автопрома: вакуумный привод от двигателя!

Чем выше становились обороты двигателя, тем быстрее работал "дворник" у водителя.

Фактически за 51-м и последовавшими модификациями был только один недостаток: открытая кабина. Нашей зимой это было даже не неприятно. Да и летом, в условиях задымленности или сильного ветра в ростовских степях, открытая этим ветрам кабина – сомнительное удовольствие.

В некоторых источниках говорили о якобы тяжелом рулевом управлении. Ну это говорили те, кто за рулем трехтонки советской не сиживал. А так как в то время у нас за рулем трехтонных не сиживал только тот, кто сидел за рулем «полуторки».

Перевожу: никаких проблем. И хлеще техника бывала.

А теперь о цифре, которая перечеркивает все сопоставления и сравнения. 25 000 «Доджей» WC-51 было поставлено в РККА по ленд-лизу.

Джип-переросток, как есть, «зашел». Тягач противотанковых пушек, как его первоначально поставили, стал таскать вообще все подряд, от разведдозоров до кухонь и начальствующего состава.

Самое неприятное, что его особо-то и сравнить не с чем. По классу больше всего подходит ГАЗ-4. Это пикап, сделанный все на той же платформе ГАЗ-А/«Форд-А», выпущенный серией в 10,5 тысяч машин.

ГАЗ-4 был не конкурент «Доджу». Более легкий (1080 кг пустой), с более слабым двигателем от «Форд-А» (4 цилиндра, объем 3 285 куб. см., мощность 40 л. с. при 2 200 об/мин), более быстрый (113 км/ч) и менее прожорливый (12 л на 100 км).

Но ГАЗ-4 проигрывал в главном – грузоподъемности (500 кг против 750 у «Доджа») и проходимости. В плане проходимости – совсем проигрывал. Американский (хотя и ГАЗ-А не особо-то советским можно назвать) проглот от «Доджа» исправно кушал вдвое больше бензина, но не задавал вопросов на тему куда и как тащить прицепленный груз. Или загруженный в кузов.

Полноприводная «эмка», ГАЗ-61? Да, с проходимостью у этого автомобиля был полный порядок. Проблема только в том, что всех модификаций ГАЗ-61 было выпущено не больше 200 штук. Да, автомобиль был любим советскими военачальниками, ГАЗ-61 возил Ворошилова, Буденного, Кулика, Тимошенко, Шапошникова, Жукова, Мерецкова, Конева и Тюленева.

Да, конечно, комфорта у «эмки» было по-более. Но увы, двигатели понадобились для легких танков Т-60, и полноприводные советские машины перестали выпускать.

А потом по ленд-лизу пришли «Доджи» и «Виллисы», которые заполнили сектор легких и средних полноприводных автомобилей РККА.

Но ведь хорошие были машины, не так ли?

Кстати, в музеях из 25 000 у нас на сегодняшний момент осталось всего 2 (!) Dodge WC-51. Один в Музее отечественной военной истории в Падиково, второй — в музее военной истории УГМК в Верхней Пышме.

В частных коллекциях реконструкторов военной истории 51-й тоже встречается. Но нечасто. Остальных, судя по всему, укатали годы.

Но свою главную работу Dodge WC-51 выполнил на "отлично". Думаю, в этом со мной согласится основное большинство.

Источник


Источник: Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Опубликовал:
Теги: транспорт дорога скорость история модель

Комментарии (16)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Валерий Богданов
Автор статьи забыл , а может быть не знал , что сохранившуюся после войны технику СССР обязан был вернуть США , а кроме этого техника поставлялась по лен-лизу не бесплатно , а за золото , т.е. , это была коммерческая сделка , а не благотворительная помощь .
Александр Кузнецов 
Валерий Богданов, Вы путаете пре ленд лиз и ленд лиз, который стал поступать после вхождения США в войну. Так вот: СССР платил за всё, что хотел оставить. Это в основном авиация типа А- 20. И за то, что поставили до 8 декабря 1941 года.
Юрий Зоря 
Да, золотом войны не выиграть, без Ленд-Лиза война бы затянулась по времени....
Валерий Богданов
Я говорю и пишу о том , что знаю от участников войны, с которыми был знаком лично и рассказы о войне и лен - лизе ,в частности, слышал и хорошо помню, начиная с 1950 года. Ни одна страна в мире не получала от США бескорыстной помощи , тем более военной.Россия , как преемница СССР, ещё и сегодня должна США за поставки по ленд- лизу https://topwar.ru/1706-lend-liz-mify-i-realnost.html.
Александр Кузнецов 
Валерий Богданов, есть даже такая фраза;" Врёт, как очевидец!". Я ни в коей мере не ставлю под сомнения честность людей, о которых Вы пишете, но что ветеран войны мог знать об условиях поставок по ленлизу? И с чем Вы не согласны из того, что я написал? Помощь США лично для меня и сейчас какое то чудо, которое я связываю с Гением Сталина, но факт есть факт: мы поставили армию на колёса благодаря поставкам из США. То, что Гитлер объявил войну США в декабре 1941 года СРАЗУ сделало ЛЕНДЛИЗ бесплатным, но не бескорыстным! США нужен был союзник против Японии и Германии, и его нужно было сохранить...Покрышкин летал на Аэрокобре не только потому, что она была сверхманёвренная. а потому что там была бесподобная рация...
Валерий Богданов
Я привёл ссылку , где приведены данные полученные из архивных источников , а Вы мне опять " за рыбу гроши", читайте первоисточники или работы тех , кто их изучает .
Александр Кузнецов 
Гражданин Богданов, вот текст из Вашей ссылки! Яки там гроши я з Вас хотив отрыматы? Но никаких денег за утраченную технику закон о ленд лизе не предполагал...Это как говорится: "Смотришь в книгу..."
И так цитата из Вашей ссылки!
Оплата ленд-лиза

Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то очернить программу ленд-лиза. Большинство из них считают своим непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы. Разумеется, это является не более чем заблуждением (или сознательной ложью). Ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни цента. Больше того, как уже писалось в начале статьи, они не обязаны были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Другое дело, что СССР действительно отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза. Кроме того, в ту же программу входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги
Валерий Богданов
А обратный ленд-лиз , это что не плата за поставки , в том числе золотом и платиной . Я начал эту тему с того , что нет такой страны на планете Земля , которой США помогли безвозмездно, если знаете , то назовите .
Александр Кузнецов 
Валерий Богданов, я не буду с Вами спорить. Мне кажется, что Вы всё поняли ещё перед первым своим ответом.Да и ссылка прекрасная. Тем более сначала Вы писали о бескорыстной помощи, теперь безвозмездной, а это немного разные понятия: корысть и возмездие!!! Я просто процитирую то, что писал до этого, добавить мне не чего! "Помощь США лично для меня и сейчас какое то чудо, которое я связываю с Гением Сталина, но факт есть факт: мы поставили армию на колёса благодаря поставкам из США. То, что Гитлер объявил войну США в декабре 1941 года СРАЗУ сделало ЛЕНДЛИЗ бесплатным, но не бескорыстным! США нужен был союзник против Японии и Германии, и его нужно было сохранить..."
Алексей
Вопрос с выплатами по Ленд Лизу решался Молотовым во второй половине 40-х в общей сложности уплатили только 25% от всех поставок так же как Англия и Франция
Александр Кузнецов 
Алексей, Вы можете вообще сказать за что мы платили по Ленд лизу?
Георгий Ситнянский
На возвращении грузовиков и джипов амеры не настаивали, хотя Сталин часть всё равно вернул.
Георгий Ситнянский
"Россия , как преемница СССР, ещё и сегодня должна США за поставки по ленд- лизу" - Полностью рассчитались к 2005 г.: оплата была зафиксирована (в долларах) и рассрочена на 60 лет, а во сколько раз за это время доллар обесценился?
Юрий Боровик 
Помню в начале 60-х отец служил в пос. Порт Ванино в автобате, из воздушных фильтров Студебекеров мы пацаны делали серпантин на новогодние елки. Видел как загружали на баржи ленд лизовскую технику (которая укомплектовывалась до последнего ключика) передавалась американцам, которые затем затапливали эту технику в Тихом океане, так что бесплатная помощь .....
Александр Кузнецов 
Юрий Боровик, если рассматривать ленлиз с точки зрения боевых действий, то нам поставили 400 000 автомобилей, что позволило поставить армию на колёса. Что касается "до последнего винтика", то как в принципе можно было определить какая техника погибла, а какая осталась? Так что отправляли назад то, что использовано не было. И есть версия, что всё это отправлялось под пресс и увозилось в качестве металлолома или действительно топилось. Потому что в США это было не нужно, иначе промышленность бы встала. А в СССР нужно было перестраивать свою промышленность под мирную продукцию и покупать лишние автомобили было наверное не в кассу...
Олег Макаренко 
Я читал что довелённую почти до первоначального состояния технику тут же на короблях её отправляли под пресс.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Другой ленд-лиз. Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier
Другой ленд-лиз. Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier
1
Авто-Тема 13:21 05 янв 2019
Совсем другой ленд-лиз. Совесть против денег
Совсем другой ленд-лиз. Совесть против денег
37
Мужской журнал 10:01 28 апр 2019
Другой ленд-лиз. GMC CCKW-352, или просто «Джимми»
Другой ленд-лиз. GMC CCKW-352, или просто «Джимми»
1
Авто-Тема 14:50 02 дек 2018
Советский Dodge WC-51— ГАЗ-НИИАП-2 на агрегатах грузовика ГАЗ-63
Советский Dodge WC-51— ГАЗ-НИИАП-2 на агрегатах грузовика ГАЗ-63
0
Авто-Тема 17:33 16 дек 2021
Ленд-лиз: мифы и факты, о которых многие не знают. Сколько заплатили за помощь
Ленд-лиз: мифы и факты, о которых многие не знают. Сколько заплатили за помощь
52
Мужской журнал 09:01 28 окт 2020
Другой ленд-лиз. "Утёнок" GMC DUKW-353
Другой ленд-лиз. "Утёнок" GMC DUKW-353
1
Авто-Тема 18:49 12 дек 2018
Другой ленд-лиз. Неизвестный кавалерист Кромвель
Другой ленд-лиз. Неизвестный кавалерист Кромвель
0
Авто-Тема 13:12 23 фев 2019
Другой ленд-лиз. Балластный тягач Diamond T 980/981
Другой ленд-лиз. Балластный тягач Diamond T 980/981
1
Авто-Тема 22:30 10 дек 2018
Линии Наска. Другой взгляд
Линии Наска. Другой взгляд
16
Мужской журнал 08:01 04 фев 2019
Танк ленд-лиза «Черчилль»: за что его любили советские танкисты
Танк ленд-лиза «Черчилль»: за что его любили советские танкисты
16
Авто-Тема 13:19 06 май 2019
Какие машины США передавал СССР по ленд-лизу?
Какие машины США передавал СССР по ленд-лизу?
0
Авто-Тема 10:50 29 май 2021
12 загадочных предметов, которые удалось идентифицировать с помощью пользователей
12 загадочных предметов, которые удалось идентифицировать с помощью пользователей
1
Все о работе руками 06:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства