Пройти мимо такого автомобиля просто невозможно. Даже равнодушные к технике люди замедляют шаг и оглядываются, увидев его на парковке, а я полчаса ходил вокруг, снимая этот раритет на телефон и надеясь на появление владельца.
Оказалось, что хозяин пикапа – известный среди любителей американской полноприводной классики мастер, а я не раз бывал в гаражах, где он держит свою ремонтную базу, видел другие жемчужины его коллекции, но ни разу не застал его на месте. Я очень благодарен Александру за то что он, не пожалев времени, рассказал историю своего пикапа и даже позволил на нем прокатиться.
Купил он его по случаю – между делом спросил бывшего владельца, оказалось – пикап продается. Автомобиль был в очень приличном для своих лет состоянии – без сквозной коррозии, с живыми агрегатами. Правда борта были слегка помяты, однако кузов и кабину удалось привести в порядок без больших вложений, по большей части сохранив родную краску.
Двигатель понадобилось лишь обслужить и отрегулировать. А вот колеса пришлось поменять – маленькая штатная размерность не позволяла ездить с нормальной скоростью. Большие катки в арки не лезли, понадобился лифт. В Америке был заказан комплект Pro Comp: удлиненные серьги, новые рессоры и амортизаторы (+ 4 дюйма), проставки между кузовом и рамой (+ 3 дюйма) в сумме дали семидюймовый «лифт» с которым в арки влезли колеса от «Хаммера» размером 37/12.5R16 с противопулевыми вставками на разборных дисках.
Каждое такое колесо весит примерно семьдесят килограммов, но прочность штатных мостов с главной парой 4.56 такова, что изменений в трансмиссии не потребовалось. Передний мост — Dana 60, задний — четырнадцатиболтовый GM с автоматической блокировкой Detroit Locker. Атмосферный 6.2 литровый V8 Detroit Diesel мощностью 135 л.с. при 3600 об/мин, с крутящим моментом 325 Н.м. при 2000 об/мин. легко справился с тяжелыми колесами.
В теории тягово-мощностные характеристики выглядят заурядно для такого огромного объема, но на деле их хватает за глаза, а звук, порождаемый этим монстром на оборотах холостого хода (примерно 600-800 об/мин) сотрясает землю и заставляет тело вибрировать в такт мелодии, очаровывающей любого «дизелиста» с первых же тактов.
Удивительно, но в кабине вибраций не чувствуется, руль не дрожит в руках, а сидеть на почти лишенном регулировок трехместном диване очень удобно.
Американцы пользуются автоматическими КПП и на войне и на гражданке, армейский Chevrolet K-30 оснащен стандартной трехступенчатой АКПП GM TH400 (Turbo Hydramatic 400) и раздаточной коробкой NP 208 (New Process 208) с понижающим редуктором.
Тонкой «кочергой» на рулевой колонке включаю «драйв», едва касаюсь педали газа и К-30 мягко трогается с места, неспешно набирая скорость. Плавность хода сорокалетнего пикапа и сегодня достойна похвалы, а управляемость приятно удивляет.
Мощный гидроусилитель играючи вращает маленький руль, установленный вместо родной, широкой и тонкой «баранки», колеса легко поворачиваются на месте. Тонкие стойки и большие зеркала обеспечивают прекрасную обзорность и чувство габаритов, не хватает разве что задней камеры, но парковаться можно и «по звуку» — стальному бамперу с мощным буксирным крюком ничего не сделается.
Избегать ненужных контактов помогают чувствительные, прогнозируемые тормоза, причем даже для резкого торможения не требуется прилагать больших усилий к педали, а ведь здесь обычная гидравлика без пневмоусилителя, с «барабанами» сзади и дисками впереди.
Даже в асфальтовой колее пикап сохраняет курсовую устойчивость, без проблем заходит в повороты, обратной связи, правда почти не ощущается, правда она и не особенно нужна. Вдавливать педаль в пол бесполезно, быстро раскрутить движок не выйдет, обгоны даются с трудом. На скорости около 50 км/ч автомобиль на ровном асфальте начинает потряхивать, будто на мелкой гребенке, но стоит слегка прибавить и резонансные вибрации от колес, которые не поддаются балансировке, исчезают. Звукоизоляция посредственная, к 100 км/ч шум мотора пресекает попытки поговорить, но на крейсерской скорости в 80 км/ч вполне терпимо, да и мотор не перекручивается, обороты близки к холостым, а расход топлива не вылезает за 15 литров солярки на сотню километров, причем даже при полной загрузке.
Мы прокатились не только по асфальту, но и по разбитой грунтовке, даже переехали пару бетонных блоков, пытаясь добиться диагонального вывешивания, правда безрезультатно – ход подвески гигантский, а рама изгибается почти как у «Шишиги». Пониженная передача включается напольным рычагом, передок подключается с помощью ручных хабов — у К-30 классический парт-тайм без межосевого дифференциала. Отличная геометрия и дорожный просвет в 300 мм под редукторами мостов позволяют пикапу преодолевать сложный рельеф и глубокие колеи, тяга на низах паровозная, но при снаряженной массе чуть меньше трех тонн на слабых грунтах этот гигант почти беспомощен. Движок не «крутится», пройти засаду ходом не выйдет, а утопленный в трясине грузовик достанешь не каждым трактором. Владелец хорошо представляет пределы возможностей своего пикапа, поэтому даже не оборудовал его лебедкой. Ему нравится просто каждый день ездить на своем Chevrolet K-30 на работу, а для бездорожья у Александра есть идеально восстановленный Chevrolet K-5.
Ну как, вы уже загорелись желанием приобрести Chevrolet K-30? В таком случае искать придется долго, в свободные девяностые этих пикапов почти не завезли, сейчас – сами знаете, это почти невозможно, так что выбирать придется из старых запасов, а потом долго восстанавливать. Заказать запчасти в США до сих пор можно без проблем, детали найдутся и в Прибалтике, некоторое количество К-30 нашим бывшим братьям по лагерю (социалистическому) оставили солдаты НАТО. Chevrolet К-30 прост как «ЗИЛ», но заставит раскошелиться: подержанные мосты стоят 1500 – 2000 $, КПП – 500 – 600 $, раздатка – примерно 1000 $. К счастью, их запас прочности почти бесконечен, рабочий контрактный мотор и агрегаты трансмиссии пройдут после качественного ТО не одну сотню тысяч километров, главное обслуживать их вовремя и качественно.
Немного истории
Chevrolet K-30, он же CUCV M1008 («cuck-vee»), Commercial Utility Cargo Vehicle – грузовое транспортное средство коммерческого пользования, это военный вариант пикапа Chevrolet серии С/К, например, Chevrolet Silverado. Кроме пикапа концерн GM поставлял в армию США шасси с кабиной, «санитарку» CUCV M1010 на его основе и внедорожник CUCV М1009, то есть Chevrolet K-5 Blazer второго поколения, а так же некоторые другие варианты исполнения для различных задач. Chevrolet K-30 оснащался атмосферным дизельным V8 Detroit Diesel объемом 6.2 литра, трехступенчатой АКПП TH400 и «цепной» раздаточной коробкой NP208 с понижающим редуктором. Подвеска полностью зависимая, рессорная, впереди мост Dana 60 с ручным подключением хабов и свободным межколесным дифференциалом, сзади 14-болтовый мост GM с автоматической блокировкой Detroit Locker. Передаточное отношение главной пары – 4.56:1, полный привод типа Part Time, передний мост можно включать на ходу, понижающую передачу – только при полной остановке, через нейтраль. У военных CUCV «гибридная» электросистема с двумя последовательно подключенными 12V генераторами и двумя аккумуляторами. Приборная панель, световые приборы – 12V, стартер и свечи накаливания – 24V, для унификации с тяжелой военной техникой и подключения 100 – Амперной аппаратуры. Выпускали K-30 с 1984 по 1987 годы, затем полугражданскую технику сменили специально разработанные для армии США автомобили проекта HMMWV, прославившиеся во всем мире под именем Hummer.
Технические характеристики Chevrolet K-30 (сток)
Кузов, тип: пикап
Количество дверей/мест 2/3
Габаритные размеры (длина/ширина/высота) мм 5606/2062/1915
Колёсная база мм 3340
Дорожный просвет, мм 198
Объём багажника, л
Снаряжённая масса, кг 2679
Трансмиссия
Тип привода полный, Part Time
Тип двигателя дизельный, атмосферный, V8
Объём двигателя см3 6210
Мощность л.с. при об/мин 135/3600
Крут. момент Н.м при об/мин 325/2000
Максимальная скорость, км/ч 88.5
Расход топлива, смешанный цикл, л/100 км
Объем топливного бака, л. 75.7
Передняя подвеска зависимая, рессоры
Задняя подвеска зависимая, рессоры
Тормоза, пер./задн дисковые/барабанные
Шины LT235/85R-16E
Комментарии (2)